Институт российского школьного образования в его нынешнем виде представляет собой «систему насилия как над учеником, так и над учителем», заявила на пресс-конференции 13 мая старший преподаватель кафедры проектирующей психологии РГГУ Жанна Шопина. По словам психолога, это связано с отсутствием сформированного коллектива педагогов с установленными межпредметными связями, где ученик был бы не объектом, а субъектом образовательного процесса, передаёт корреспондент ИА REX.
По мнению Шопиной, ученик точно также отвечает за процесс образования, как и учитель и работа педагога состоит в том, «чтобы ученик на самом деле учился, то есть развивался, в том числе и личностно». Для это необходимо переквалифицировать директора школа с «бумажно-формальной» работы на процесс формирования коллектива, который бы рассматривал ученика не с авторитарной точки зрения — как подвластный субъект, а как полноценного участника процесса. «Пока ученик не станет субъектом учебного процесса, он вообще не будет учиться, — если мы не сделаем его субъектом, если он он по-прежнему будет объектом, и над ним будет стоять взрослый, который всё знает», — отметила она.
В свою очередь главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков подчеркнул, что процесс обучения не возможен без некоторой доли необходимого «насилия», однако в компетенции педагога управлять степенью этого насилия над ребёнком. «Цель образования — это передача некой культуры, а культура начинается с ограничений. Я себе очень плохо представляю не насильственные способы внедрения в сознание человека добровольных ограничений. Другое дело, что степень этого насилия зависит от профессионализм внедряющего, который может снимать жёсткость этого процесса», — заявил эксперт. Он отметил, что полностью избавиться от системы ограничений для школьников невозможно — процесс образования просто развалиться, однако сделать её гуманнее — вполне реально.
Комментарии читателей (0):