Летом 2008 года, на пике цен, по данным социологов, около 10% российских автолюбителей перестало пользоваться машинами именно из-за дороговизны бензина. Думаю, сейчас мы полным ходом идём к подобной ситуации. Об этом заявил эксперт ИА REX Михаил Делягин, отвечая на вопросы гайдпаркера Юрия Иванова о повышении цен на бензин в сообществе «Back in the USSR» социальной сети.
«Непосредственной причиной подлинной бензиновой катастрофы в Алтайском крае, как сообщается, стали «Газпромнефть» и «Роснефть» — государственные компании, действующие, насколько можно судить, вне государственного контроля. Они осуществили совершенно неправомерные дискриминационные меры: взяли и прекратили поставки бензина на не принадлежащие им автозаправки. А поскольку эти две компании поставляют в край 90% нефтепродуктов, там возник острейший дефицит топлива. О ситуации свидетельствуют выдвинутый алтайцами лозунг: «Топлива нет, сеять нельзя, нужно сажать!», — отметил эксперт.
Кризис охватил уже почти два десятка регионов, и, потом, эти две госкомпании почему так распоясались, чем нефтяники объясняют свои действия, интересуется блогер. «Чем обычно — мировыми ценами на нефть. Теперь к ним добавились еще и акцизы, повышенные с 1 января. Вот только одна незадача — акцизы повысились с 1 января, а цена дизтоплива начала взлёт аж в ноябре, почти за полтора месяца до этого. Такая упреждающая реакция на рынке является практически юридически точным доказательством злоупотребления монопольным положением. Да и с мировыми ценами незадача: дело в том, что внутренний рынок нефти с мировым практически не связан. Экспортные мощности — трубопроводы, нефтеналичные терминалы в портах, железные дороги — загружены практически „под завязку“. Экспорт сырой нефти можно наращивать разве что автоцистернами, — но ими много не вывезешь. А жёсткое физическое ограничение на объём экспорта равносильно отсутствию связи между двумя рынками. Единственная связь между ними — расчёт налога на добычу полезных ископаемых на основе мировой цены нефти. Это необъяснимая глупость, но её влияние на цену нефти на внутреннем рынке невелико. Если бы нефтяные лоббисты говорили правду, и российский рынок бензина был бы тесно связан с мировым рынком нефти, цена бензина росла и падала бы вместе с мировой ценой нефти. А мы видим совершенно иную картину: расти она — растёт, а вот снижаться вслед за ценами нефти не снижается. А это ещё одно безусловное доказательство злоупотребления монопольным положением», — пояснил Делягин.
Он пояснил, как устроен российский рынок бензина: «Хотя наш бензин в силу своего качества развитым странам не нужен, а дизтопливо просто может уничтожить мотор западного автомобиля, страны ближнего зарубежья потребляют его с охотой. И, если в России бензин оказывается заметно дешевле, чем у наших соседей, — его начинают в массовом порядке вывозить: топливо, в отличие от сырой нефти, да еще на короткие расстояния, вывозить автоцистернами вполне рентабельно. Сейчас внимание общества всеми силами фокусируется именно на этом факторе. Однако если бы у государства было желание решить эту проблему, оно могло бы справиться за день. Достаточно установить гибкие вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты, меняющиеся не раз в квартал, а раз в две недели, и в случае нефтепродуктов, учитывающие бы их цену по ту сторону границы. И всё: вывоз бензина можно было бы мгновенно сделать невыгодным по сравнению с его реализацией в России, — да и вывоз нефти, в случае возникновения её дефицита внутри страны, тоже».
«Осталось ответить на детский вопрос, с чего это биржевая цена оказалась „такой высокой“? Есть три причины, и первый — смена времен года, к которой российские регулирующие органы всегда оказываются фатально не готовы. Для весеннего сева нужно топливо — спрос растет, и, если регулирующие органы не компенсируют этот спрос заранее припасенным резервом, цена растёт. Вторая причина — остановка на ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Это тема давняя, ещё с бензинового кризиса 1999 года. Казалось бы, что проще для регулирования: остановка заводов на ремонт — явление плановое, и государство вполне может настоять на том, чтобы они останавливались по очереди, не создавая проблем с производством, и тем более не создавая их в сезоны пикового спроса. Но, вероятно, у владельцев НПЗ находятся весомые аргументы, которые не позволяют чиновникам прислушиваться к голосу разума и своему служебному долгу. Но обе эти причины не критичны: их сочетание наблюдалось и в прошлом. Главное — механизм работы биржи, на которую производитель нефтепродуктов обязаны направлять 15% своей продукции», — подытожил эксперт.
Комментарии читателей (0):