В Иране широко обсуждаются вопросы, затронутые в ходе недавнего визита в Ереван президента Масуда Пезешкияна, особенно в отношении вашингтонского саммита 8 августа, президент США Дональд Трамп - президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пшинян. Если суммировать суждения иранских экспертов, то опасения Тегерана по поводу присутствия третьих сил на общей границе не развеяны, что скажется на политическом доверии-между Тегераном и Ереваном. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Выход из положения пока на экспертном уровне в Тегеране видится в юридических гарантиях, которые обеспечили бы его национальную безопасность», — говорит Тарасов.
Так, КСИР заявил, что «Зангезур станет могилой для наемников Трампа». В то же время президент Пезешкиан и его кабинет попытались не использовать острую риторику, квалифицируя радикальные оценки как «преувеличенные», продолжил политолог.
«Главным элементом неопределенности называются детали функционирования проекта. Их предстоит выработать рабочей группе с участием представителей Армении, Азербайджана и США. Согласно предварительной схеме, США и Армения создадут совместное предприятие, юридически подчиняющееся Еревану. Армянская сторона обязуется взять на себя вопросы безопасности. При этом соглашение предусматривает «беспрепятственное сообщение» между Азербайджаном и Нахичеванью, однако конкретное содержание этого термина пока не определено в документах, что беспокоит и тревожит Иран», — отметил Тарасов.
Что касается Армении, то она утверждает, что новый маршрут расширяет возможности исламской республики для выхода к Черному морю. Тем не менее Иран, очевидно, не удовлетворяется декларативными обещаниями и настаивает на закреплении конкретных гарантий. В этой связи в ходе визита Пезешкиана прозвучала инициатива о переводе отношений Еревана и Тегерана на уровень стратегического партнерства. В таком формате Армения могла бы юридически вместе с Ираном закрепить обязательства по обеспечению безопасности Зангезурского маршрута, продолжил эксперт.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Особое внимание Тегерана приковано к деталям участия США. Главным становится вопрос о том, кто именно будет задействован в управлении маршрутом, какими полномочиями и ресурсами они будут обладать и какие фактические механизмы контроля предполагается использовать. Поэтому эти детали станут определять масштаб будущих событий», — резюмирует Тарасов.


Комментарии читателей (1):