В Уганде лидер оппозиции Кизза Бесигье пытался организовать в стране революцию по тунисскому и египетскому сценариям. Он был арестован в столице Уганды Кампале 11 апреля. Лидер Уганды Йовери Мусевени относится к ярым «африканистам», считающим, что Африка должна сама использовать свои ресурсы, и это очень многим не нравится. Причины противостояния в Уганде прокомментировал политолог из Испании Лев Вершинин корреспонденту ИА REX.
ИА REX: В чём причины противостояния в Уганде и кто за этим стоит?
Те, кто прочитал недавнее интервью Йовери Мусевени о Каддафи и не только о нём, без труда поймут, почему президент Уганды безумно раздражает «цивилизованных и рукопожатных». Тем более, что придраться к нему намного труднее, чем к полковнику.
Он, хотя и бывший партизан, выгнавший из страны совершенно жуткого упыря Иди Амина и его генералов, но ни разу не социалист, не диктатор и даже поклонник западных ценностей, выстроивший у себя в стране вполне многопартийную демократию с более чем свободной по тамошним меркам прессой, а заодно поднявший уровень жизни и, стараясь бороться с коррупцией, понемногу решающий проблему безработицы. И вместе с тем, наряду с Каддафи, один из самых авторитетных «африканистов», считающих, что Черный континент должен не плясать под дудку бывших хозяев, а, напротив, использовать сам свои ресурсы. Такое вольнодумие, конечно, простить нельзя. Тем паче, что занимает кабинет доктор Йовери уже больше 25 лет, а это, — хотя конституцией дозволено, — уже повод примахаться.
Ну и примахиваются с 2001 года, пытаясь протолкнуть в президенты, верного человечка, некоего Киззу Бесигье. Однако без успеха. Кроме того, что бессменный президент в стране популярен, он еще и опирается на блок «партизанских племён», воевавших в свое время против Иди Амина, в связи с чем его стабильный электорат составляет примерно 60-65% населения страны, а число сторонников оппонента, выходца из «племен диктаторских», на которые Амин опирался, соответственно, вдвое меньше.
Проблема усугубляется ещё и тем, что недавно в стране обнаружили солидные запасы нефти, — и вопрос «демократизации Уганды» накануне недавно (18 февраля) прошедших выборов обострился до предела. Все понимали, что 65 по-прежнему вдвое больше 33, но арифметика уже мало кого волновала...
Короче говоря, уже за пару недель до выборов любимец «цивилизованных» торжественно объявил, что подавляющее большинство угандийцев будет голосовать за него, но «результаты голосования непременно будут подтасованы», однако народ такого насилия не потерпит и заставит «диктатора» уйти.
И слово сдержал, сразу после выборов, завершившихся именно так, как только и могли завершиться, сперва отказавшись признать очевидное, а затем, призвав своих поклонников выйти на улицы по примеру «героев Туниса и Египта». В ответ на что лидер на митинге в честь победы сообщил, что беспредела не потерпит, а если бывший соперник попробует нарушать конституцию, он его поймает и лично съест. Шутка, конечно, понятная каждому угандийцу, — поскольку г-н Мусевени выходец из племени, каннибализма никогда не практиковавшего, а вот предки г-на Бесигье как раз наоборот, — но не слишком уместная, поскольку «цивилизованные» тут же ухватились, распиарили и заужасались вовсю. А вскоре и началось.
В минувший четверг в Кампале начался, как было объявлено, мирный митинг, восторженно встреченный Западом и лишь под вечер не без труда разогнанный, как сообщили «цивилизованные» СМИ «наёмниками диктатора», а вчера, в пятницу, всё началось по новой, правда, уже спокойнее. Что любопытно, никаких экономических, да и особых политических претензий демонстранты, — в основном, балованная столичная молодёжь, — не выдвигают, а недовольны, главным образом, тем, что президент «засиделся и надоел».
В общем, картина ясна до боли. Остаётся надеяться на то, что г-н Мусевени, которому я, не стану скрывать, безоговорочно симпатизирую, человек, безусловно, умный, в военном деле весьма искушенный и в народе популярный. А главное, Уганда, слава Богу, не зона влияния Франции. Да и поехавшему мозгами парижскому карлику нынче есть, чем заняться.
Напомним, что на президентских выборах в феврале этого года Бесигье значительно уступил действующему главе государства Йовери Мусевени, который бессменно правит страной с 1986 года. Это не первый случай поражения лидера оппозиции в борьбе с Мусевени.
После победы Мусевени на выборах Бесигье заявил, что отказывается признавать результаты состоявшегося голосования. При этом ранее он отклонил юридические возможности для решения разногласий и сказал, что может призвать население к массовым протестам по египетскому и тунисскому образцу. Мусевени в ответ заявил, что любые попытки выступлений будут подавляться самым жестоким образом.
Комментарии читателей (0):