В Грузии состоялись президентские выборы. Кандидат от правящей партии «Грузинская мечта» Михаил Кавелашвили набрал 224 голоса выборщиков из 300. Впервые в истории Грузии за кандидата на пост главы государства голосовали не граждане, а коллегия выборщиков. Церемония инаугурации шестого президента Грузии состоится 29 декабря. В то же время теперь уже бывшая глава государства Саломе Зурабишвили, срок полномочий которой завершается 16 декабря, отказывается покидать президентскую резиденцию (Дворец Орбелиани в центре Тбилиси). «Мы еще посмотрим, кто уйдет», – написала она на своей странице в соцсети. В столице продолжаются акции протеста оппозиции, которая требуют отставки правительства и назначения новых парламентских выборов. Правда, эти акции не столь многочисленны, как раньше, и полиция не мешает протестующим. Но что дальше? Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Прежде всего, отметим, что оппозиционные депутаты бойкотируют свои мандаты и не приняли участие в голосовании. Поэтому кандидат от победившей на парламентских выборах партии «Грузинская мечта» Михаил Кавелашвили оказался единственным, за которого проголосовали. Во-вторых, положение экс-президента Зурабишвили оказывается «экзотическим». Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе называет ее «агентом неустановленных иностранных держав». Она отказывается покидать пост и дворец, хотя ей уже отключили отопление и лишили неприкосновенности. Ее обращения к народу не дают ожидаемого эффекта», — отметил Тарасов.
Он обратил внимание на слова депутата Владимира Божадзе, который сказал: «Если для нее так дорого кресло, которое она занимала в течение шести лет, то мы можем позволить ей забрать его с собой домой».
«Есть вариант, что власти Грузии используют силовые инструменты для решения «вопроса Зурабишвили». И есть и провокационный сценарий действий с ее стороны. Она может выступить с призывом к оппозиционным парламентариям образовать «параллельный парламент» вне Тбилиси и объявить в стране двоевластие. Но решится ли Зурабишвили на такой шаг, который инициирует перевод ситуации к силовому решению со всеми последствиями, говорить сложно», — рассуждает политолог.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пока же избранный президент Кавелашвили выступает с первыми политическими заявлениями. В эксклюзивном интервью телеканалу «Имеди» он заявил, что «мы хотим стать членами Евросоюза такими, какие мы есть, мы не отказываемся от интеграции». При этом власти Грузии, по его словам, открыты к дискуссии по любым вопросам, но «со стороны Запада нет ответного желания вести дискуссию, есть лишь критика».
«На Западе понимают, что после Зурабишвили новый президент Грузии не будет стремиться позиционировать себя в качестве «сильного политика» и будет осуществлять положенные по Конституции представительские функции. Поэтому нет оснований предполагать, что во внешней политике Грузии последуют какие-либо перемены, хотя западные СМИ утверждают, что «выбор крайне правого бывшего футболиста» в качестве президента страны усугубит напряженность в отношениях между «пророссийским» (в трактовке CNN) правительством и прозападной оппозицией», — говорит Тарасов.
Американский телеканал напоминает, что 53-летний Кавелашвили является бывшим депутатом парламента от правящей партии «Грузинская мечта» и в 1990-х годах выступал за английскую футбольную команду «Манчестер Сити». Он пришел в политику в 2016 году после того, как был отстранен от участия в выборах в федерацию футбола Грузии.
«Но как бы то ни было, Грузия постепенно выходит из системного кризиса с переходом в фазу неконсолидированной демократии с исчезновением с политической сцены харизматических лидеров и началом процесса деперсонализации политики. В то же время, как полагают эксперты, режим власти в стране остается не очень устойчивым, что не исключает возможности возврата к авторитаризму, несмотря на существование демократического дизайна государства», — заключает Тарасов.
Комментарии читателей (0):