Официальный представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи заявил, что «террористические группировки, активизировавшиеся 27 ноября на севере Сирии, действуют в координации с США. По его словам, «совпадение наступления террористов на севере Сирии с прекращением огня в Ливане и заявления властей США, что они не чувствуют никаких угроз со стороны этих группировок, свидетельствуют о том, что между этими террористами и США существует координация». С другой стороны, вице-президент по стратегическим вопросам исламской республики Иран Мохаммад Джавад Зариф сообщил, что правительство Ирана готово к выстраиванию диалога с администрацией избранного президента США Дональда Трампа. «Если Трамп решит предпринять такие шаги, Иран будет готов к диалогу, который принесёт пользу как Тегерану, так и Вашингтону, — написал Зариф в колонке для американского журнала Foreign Affairs. - Правительство Масуда Пезешкиана готово урегулировать напряжённость в отношениях с Соединёнными Штатами и надеется на равноправные переговоры по ядерной сделке и, возможно, на нечто большее». Что стоит за этими вроде бы противоречивыми заявлениями? Ситуацию анализирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«По версии Зарифа, нынешний кризис в Сирии инициирован уходящей администрацией США Джо Байдена, чтобы создать проблемы для новой администрации Дональда Трампа на Ближнем Востоке. Интрига тут в том, что, как считает британское издание The Spectator, «иранское правительство президента Пезешкиана «искало решения ядерного кризиса до инаугурации избранного президента США Трампа». Но теперь именно в момент разгара сирийского кризиса Тегеран заявляет о потенциальных возможностях для диалога с Трампом.
На первый взгляд для начала подобного диалога в складывающейся напряжённой региональной ситуации практически нет оснований и условий для такого дипломатического манёвра со стороны Ирана, но если исключать возможности получения определённых сигналов со стороны команды Трампа. Другие нити этой интриги пока не просматриваются, хотя нет сомнений в том, что нынешнее реформистское руководство Ирана, или его определённая часть, продолжает поддерживать интерес к диалогу с США. В таком контексте, полагает американское издание издания Foreign Policy, «события в Сирии выглядят уже в предполагаемом новом ракурсе иранской региональной политики по части нового отношения к «оси сопротивления», прежде направляемой против Израиля. Потому что по оценке близких к Трампу американских экспертов, «новый президент США будет предлагать Тегерану не только контроль над ядерной программой Ирана, но и отказ этой страны от поддержки радикальных прокси-групп на Ближнем Востоке». Такое соглашение будет выгодным для Израиля - одного из ключевых политических союзников США на Ближнем Востоке.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но на пути реализации этого сценария выступают силы, связанные с Корпусом стражей исламской революции (КСИР). Его точку зрения в отношении событий в Сирии и вовлечённости в них США уже озвучил МИД Ирана. Он не считает «случайным эпизодом» события в Сирии, предполагает, что операция с выступлением сирийских джихадистов тщательно готовилась Западом, и имеет долговременные цели, и что это может «радикально изменить не только затянувшийся сирийский кризис, но и ситуацию в регионе». Директор иранского Института международных отношений Маджид Зуари считает, что «Тегеран опасается, что события в Сирии станут повторением событий 2011 года «арабской весны» и последующих террористических событий в Ираке», и что «стратегическая политика Тегерана не может быть отделена от безопасности и стабильности Сирии». Но при этом предсказывает «решение сирийского вопроса дипломатическим путём, с участием гарантов Астанинского соглашения». В этой связи глава МИД Ирана Аббас Аракчи инициировал дипломатические контакты со своими российскими коллегами Сергеем Лавровым и сирийцем Бассамом Саббахом для координации усилий «в поддержку суверенитета и территориальной целостности Сирии». Поэтому пока трудно совместить «линию Зарифа» и МИД Ирана, что предвещает политическую схватку внутри Ирана», — резюмирует Тарасов.
Комментарии читателей (0):