МИД Франции заявил, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не будет задержан на французской территории, несмотря на ордер Международного уголовного суда (МУС). Франция соблюдает свои обязательства в рамках Римского статута и сотрудничает в полной мере с МУС, говорится в коммюнике. Вместе с тем, согласно французскому праву, Нетаньяху и другие министры обладают иммунитетом, что будет учтено в случае обращения МУС с требованием об аресте и выдаче.
Вместе с ордером на арест Нетаньяху МУС выдал ордер на арест бывшего министра обороны Израиля Йоава Галанта. Решение МУС принял из-за предполагаемых «преступлений против человечности и военных преступлений», совершенных с 8 октября 2023 по 20 мая 2024 года в Газе.
Франция до этого заявляла о поддержке МУС в Гааге. С чем связан такой политический кульбит президента Эммануэля Макрона? Об этом рассуждает обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«В ситуации есть интригующие странности. Первоначально в арабских СМИ появились сообщения, что мирное соглашение между Израилем и Ливаном является «плодом усилий американской дипломатии». Они долго тщательно готовилось. Если бы Франция действительно принимала активное участие в подготовке этого документа, то вряд она приняла бы решение о поддержке ордера МУС. Но затем госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что соглашение «разрабатывалось при содействии Франции», что также выглядело алогично: невозможно выступать дипломатическим посредником в урегулировании ливано-израильского конфликта, параллельно обещая арестовать главу государства одной из сторон», — отмечает Тарасов.
Скорее всего, дело было в том, как считает Reuters, что Израиль потребовал исключить Францию в случае, если она публично не откажется от поддержки ордера МУС, покинуть ряды посредников. Вместо нее Израиль предлагал ввести «другое европейское государство», намекая даже на Россию. США это не устраивает. На основе тех же устных договоренностей Париж рассматривался как гарант избрания президента в Ливане и договоренностей о прекращении огня между Израилем и «Хезболлой», продолжил политолог.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Учитывая связь этой группировки с Ираном, видимо, предполагается в таком контексте возможность возобновления диалога между Парижем и Тегераном. По всем признакам, решение Франции отказаться выполнять ордер МУС по Израилю принималось в результате определенных закулисных договоренностей, потому что Париж объяснил свое поведение в оценке действий МУС «межведомственной путаницей», — говорит Тарасов.
По мнению французских СМИ, это итог давления США на Францию с целью более широкого вовлечения в региональные события: предполагаемой избрание президента Ливана, отношения официального Бейрута с «Хезболлой» в ситуации, когда ни у одной политической силы в стране нет достаточного ресурса для разрешения этой проблемы вне блоковой логики. При этом остается открытым вопрос, является ли нынешний момент удобными благоприятным для избрания президента в Ливане, ведь Нетаньяху заявил на заседании кабинета министров, что теперь все внимание будет «сосредоточено на угрозе со стороны Ирана, восстановление армии, изоляция исламского движения сопротивления (ХАМАС) и разделение военных зон».
«Но со стороны «Хезболлы» тоже звучат заявления о нежелании «оказаться в ловушке соглашения», намекая на отсечение группировки от Ирана. Да и официальный неназванный представитель правительства Израиль говорит: «Соглашение непрочное, но оно представляет явный интерес для Израиля, и это не конец войны, а прекращение огня, которое будет ежедневно оцениваться и может продлиться два дня или два года», — резюмирует Тарасов.
Комментарии читателей (0):