Советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти заявил, что «западные страны пожертвовали Украиной, спровоцировав конфликт на территории постсоветской республики, ради своих политических интересов». По его словам, «Запад поставил в Киеве амбициозного лидера, не знающего международных реалий». Он также отметил, что для минимизации собственного ущерба «западные стратегии подразумевают участие в прокси-войнах со своими соперниками вместо прямого вступления в конфликт» и призвал «извлечь уроки из событий на Украине, когда западные страны стремятся подстрекать людей в разных государствах к конфликтам для минимизации собственного ущерба».
Выходит, что не только в Европе, но и в Иране «сопереживают» событиям на Украине. Но складывается ощущение, что в заявлении Велаяти содержится определённый подтекст. Об этом рассуждает обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Действительно, в Иране усматривают в происходящем на Украине черты своего пока виртуального внутреннего конфликта между сторонниками жёсткого курса на конфронтацию во внешней политике и теми, кто хочет вывести страну из международной изоляции. Именно так многие интерпретируют события на Украине, хотя прямое сравнение Украины с Ираном явно хромает. В Тегеране так называемые реформаторы в лице команды президента Масуда Пезешкиана ещё сохраняют надежды на возможности договориться с США и Западом как по ядерной программе, так и по другим проблемам Ближнего Востока. В то же время сторонники жёстких мер, в лице Корпуса стражей исламской революции (КСИР), имеют совершенно иной взгляд, полагая, что Запад может или развязать против Ирана региональную войну по украинскому сценарию, используя против него какое-либо государство региона, или устроить в стране прозападный заговор и, как на Украине, решить иранский вопрос», — говорит Тарасов.
На публичном уровне США и их западные партнёры, включая Израиль, рассматривают все возможные меры в отношении Ирана: от дипломатических переговоров до военных действий, хотя в целом международные специалисты отмечают, что Тегеран всё же выполняет взятые обязательства в рамках согласованного в Женеве с «шестёркой» Совместного плана действий. Но с победой в США на выборах Дональда Трампа возможны изменения в соотношении сил в регионе и может быть высвечена особая геополитическая роль Ирана, отмечает политолог.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Пока же Тегеран обеспокоен происходящим и Велаяти предупреждает об опасности иностранного вмешательства во внутрииранские дела через региональные западные прокси-силы с целью применить в Иране украинское «ближневосточное лекало». Чтобы предотвратить данный сценарий, Соединённым Штатам всего лишь нужно отказаться от имперских амбиций и вести дела с Ираном как с равным партнёром, без претензий на получение односторонних преференций. Но получится ли такое у Трампа?», — выражает сомнение Тарасов.
Комментарии читателей (0):