Западные страны рассматривают разделение Украины по модели раздела ФРГ и ГДР для вступления в НАТО, сообщает Financial Times.
«Сценарий Западной Германии» обсуждается во внешнеполитических кругах уже более 18 месяцев», – говорится в статье.
Дэн Фрид, бывший помощник госсекретаря США по Европе, был одним из первых, кто привел аргументы в пользу «справедливой безопасности». Курт Волкер, бывший посол США в НАТО и спецпредставитель Дональда Трампа по Украине, предшественник Столтенберга Андерс Фог Расмуссен приводили аналогичные аргументы. Эта идея также набирает обороты в официальных кругах.
«Я не думаю, что полное восстановление контроля над всей территорией является обязательным условием. Если будет демаркация, даже административная граница, то мы можем рассматривать это как временное явление и принять Украину в НАТО на территории, которую она будет контролировать в это время”, — сказал президент Чехии Петр Павел в интервью.
Большинство сторонников признают, что Москве эта идея не понравилась бы. Скептики опасаются, что это может спровоцировать эскалацию. Членство в НАТО гарантировало бы суверенитет Украины и позволило бы ей придерживаться своей ориентации на Запад, цели, которые российский лидер Владимир Путин намерен разрушить, отмечает издание.
Пожалуй, самый убедительный аргумент был приведен американским историком холодной войны Мэри Саротт в статье для Foreign Affairs. Саротт утверждает, что условия членства в НАТО могут быть адаптированы к индивидуальным обстоятельствам. Норвегия обязалась не размещать базу НАТО на своей территории, когда стала одним из государств-учредителей. Стратегия Западной Германии заключалась в том, чтобы четко заявить, что ее границы являются временными. Она должна была бесконечно терпеть разделение, но не принимать его и отказаться от применения силы для возвращения Восточной Германии. Украина должна, написала она, определить военную границу, которую можно защитить, согласиться не размещать на постоянной основе войска или ядерное оружие на своей территории, если только ей не угрожает нападение, и отказаться от применения силы за пределами этой границы, за исключением случаев самообороны. Членство в НАТО на этих условиях было бы представлено Москве как свершившийся факт, добавил Саротт. Но все равно были бы негласные переговоры: «вместо соглашения «земля в обмен на мир» пряником стало бы отсутствие инфраструктуры [НАТО] для поддержания мира».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Другие аналитики утверждают, что Западная Германия - неудачная параллель, поскольку ее границы, хотя и временные, были признаны обеими сторонами. В Украине за них борются каждый день.
Существует также большой вопрос о том, будут ли США, не говоря уже о их европейских союзниках, готовы взять на себя силовые обязательства, необходимые для защиты Украины внутри альянса.
В то время как Франция благосклонно относится к идее скорейшего вступления Украины в НАТО, канцлер Германии Олаф Шольц решительно выступает против, опасаясь, что его страна может быть втянута в новую войну против России.
В США администрация Байдена до сих пор отказывалась ускорить вступление Киева в НАТО. Будет ли президентство Камалы Харрис относиться к этому по-другому? Мог ли Дональд Трамп представить западногерманскую модель как часть предлагаемой им «сделки» по прекращению войны? Сможет ли Зеленский убедить в этом свой народ? На пути вступления Киева в НАТО по-прежнему стоит много препятствий, констатирует газета.
Как сообщал REX, ушедший в отставку генсек альянса Йенс Столтенберг заявлял, что Украина может быть принята в НАТО без утраченных территорий, в таком случае гарантии безопасности будут распространяться только на подконтрольные Киеву территории.
Комментарии читателей (0):