До войны в Газе между Израилем и ХАМАС Азербайджану удавалось поддерживать если не союзнические, то очень тесные партнерские отношения с Израилем, включая нефтяную и оборонную сферу, и одновременно оставаться ближайшим другом и союзником Турции. И не только это. Азербайджан одно время выступал в роли посредника в процессе нормализации отношений между Турцией и Израилем с перспективой даже преобразовать эти отношения в трехстороннее сотрудничество. Но ухудшение отношений между Турцией и Израилем из-за войны в Газе создает определенные неудобства для внешней политики Азербайджана. Поэтому складывается ощущение того, что Баку может оказаться перед выбором между Турцией и Израилем. Так ли то? Об этом рассказал обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Ситуация неоднозначная и противоречивая. С одной стороны президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган мечет молнии в адрес Израиля и лично премьер-министра Беньямина Нетаньяху за его действия в секторе Газа, заявляет даже об угрозе «вторгнуться в Израиль». «Мы вошли в Карабах, вошли в Ливию, мы сделаем с ними (израильтянами ) то же самое, – говорит турецкий лидер. – Нет ничего невозможного. Нам просто нужно быть сильными, чтобы совершить такие шаги». С другой- израильская сторона продолжает импортировать свыше 60% нефти из Азербайджана через Турцию. Кроме того, самый короткий и дешевый маршрут доставки израильского природного газа в Европу проходит через Турцию. В принципе Анкара могла бы затруднить эти поток, но не идёт на это. Правда, Минторг Турции объявил о введении ограничений на экспорт в еврейское государство 54 позиций промышленных товаров «до окончания боевых действий в Газе», однако насколько эффективными являются эти запреты, сказать трудно. Более того, по мнению турецких экспертов, «Эрдоган не намерен воевать с Израилем», но проблемы в треугольнике Азербайджан-Турция-Израиль существуют», — отметил политолог.
По его словам, Азербайджан пока балансирует, но, по мнению израильского издания Yedioth Ahronoth, «долгосрочный характер ближневосточных потрясений будет все же ставить Азербайджан перед выбором».
«Кстати, такого хода событий ждут в Ереване, где рассчитывают воспользоваться в своих интересах быстро меняющимся геополитическим раскладом на Ближнем Востоке и в Закавказье, воспользоваться противоречиями в треугольнике Азербайджан-Турция-Израиль, предлагая альтернативный тандемный вариант переговоров с Азербайджаном и с Турцией в новом формате. Ставка делается на то, что возможное несогласие Баку с позицией Анкары в отношении Тель-Авива, которого в публичном пространстве пока нет, может появиться. Это должно якобы убедить Анкару подписать отдельный договор об открытии границ с Арменией без привязки к мирному договору с Азербайджаном и к так называемому «Зангезурскому коридору». При этом не исключается, что Анкары и Баку могут «вляпаться» в большой конфликт на Ближнем Востоке, «если будут продолжать координировать свои позиции и действия относительно разворачивающихся в регионе событий». Но даже если они обозначат диаметрально противоположные намерения в отношении палестино-израильской проблемы, Ереван тоже видит в этом свою выгоду», — пояснил Тарасов.
Он уверен, что вести такую «тонкую игру» может только опытная дипломатия с хорошо подготовленными кадрами, чем Ереван не располагает.
«К тому же возможности, получаемые Азербайджаном от союзничества с Турцией, слишком значимы для сохранения его геополитической устойчивости и у него есть шансы и ресурсы для удержания баланса в сложном геополитическом «шпагате», — резюмировал Тарасов.
Комментарии читателей (0):