Развитие маркетплейсов в России демонстрирует бурный и даже опережающий рост. Один из лидеров в данном секторе, OZON, по результатам 2023 года зафиксировал увеличение оборота более чем в 2 раза против ранее прогнозируемого роста в 1,5 раза. Маркетплейсы помимо основной задачи удовлетворения потребностей населения и обеспечения розничной торговли выполняют целый ряд функций, положительно влияющих на развитие национальной экономики: рост сопутствующих отраслей, появление новых профессий.
Площадки электронной торговли стали своего рода кейсом, «пробой пера» для начинающих предпринимателей. Многие молодые люди стартуют в сфере предпринимательства на маркетплейсах, пробуют свои силы, адаптируются к рискам, аккумулируют начальный капитал, чтобы далее продолжить развитие в более глобальных бизнес-проектах. Наблюдающийся бурный рост сектора онлайн-торговли в последнее время и развитие маркетплейсов кроме прочих факторов связаны с низкими барьерами входа для продавцов, легализованным параллельным импортом, отсутствием жестких мер регулирования и контроля сделок. Всё это позволяет сохранить широту рыночного предложения для российских потребителей и в некоторой степени сдерживает рост цен на товары на фоне расширяющихся санкций.
Как и любая новая и быстрорастущая сфера, рынок электронной коммерции испытывает сложности адаптационного периода встраивания в систему экономики. Один из наиболее актуальных вопросов на данный момент – нормативно-законодательное регулирование и формы контроля. Ассоциация производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) предложила ужесточить методы борьбы с незаконным оборотом товаров на маркетплейсах. Данная инициатива, безусловно, несёт ряд преимуществ для одного круга лиц, но одновременно накладывает ограничения и возводит барьеры для других.
Электробытовая и компьютерная техника относятся к группе технически сложных и в подавляющей массе дорогостоящих товаров. В этой связи потребителя должно интересовать соблюдение его прав в части достоверности получаемой информации о товаре, соответствие заявленных продавцом маркетплейса характеристик реальным свойствам товара, безопасность, гарантии, возможности для обмена и возврата, прочие важные для потребителя характеристики. Отсутствие чётких критериев регулирования онлайн-торговли технически сложными товарами наводнил российский рынок огромным количеством неидентифицированной, несертифицированной бытовой и компьютерной техники. В интересах потребителей, конечно же, необходимо требовать введения строгих мер регулирования оборота товаров в данной нише. Однако следует понимать, что следствием данных мер станет сокращение предложения и разнообразия рынка этих товаров, а также, к сожалению, рост цен на данные товарные группы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
При принятии перечня мер и методов борьбы требуется ориентироваться на взвешенные решения, которые бы защищали интересы всех участников сложного процесса взаимодействия на маркетплейсах и одновременно не стали бы непреодолимым барьером дальнейшего развития данной сферы.
1 марта 2024 года в Государственную думу внесен проект Федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Предлагаемый закон будет регулировать торговлю на маркетплейсах, в том числе и в отношении защиты прав потребителей. Представляется целесообразным учесть особенности регулирования торговли электробытовой и компьютерной техники в рамках данного закона, прежде чем рассматривать дальнейшие меры ужесточения контроля.
Комментарии читателей (0):