Государственная дума на заседании 30 июля приняла в третьем чтении два важных закона – о майнинге и криптовалютах. Оба документа теперь будут направлены в Совет Федерации и, в случае одобрения, поступят на подпись президенту. Новость об это комментирует Telegram-канал «Чёрный лебедь».
СМИ США уже успели написать, что якобы РФ ускоряется по максимуму в легализации криптовалют. Но это не так. Только с 1 сентября расчёты в криптовалюте во внешней торговле будут официально доступны, да и то — в рамках экспериментально-правового режима («песочницы»). Иными словами, в штучном порядке и не для большинства. Такой подход погоды не сделает.
В ЦБ РФ сегодня заявили, что первые расчёты в криптовалютах во внешней торговле РФ пройдут до конца этого года. Наверное, там думают, что это — оптимистичное заявление. Но такое утверждение очень странное. Расчёты идут уже сейчас, но, увы, в «серой» зоне, то есть никак не отрегулированные. Да и с 1 сентября они будут регулироваться только в рамках «песочницы», а вне её они остаются формально недоступными.
Майнинг криптовалют будет регулироваться с 1 ноября, да и то понятно, почему к этому пришли: необходимо учесть майнеров с точки зрения налогообложения, а также отрегулировать стоимость кВт·часа для них, чтобы майнеры не пользовались льготными тарифами для населения.
Коллеги «МИГ России» пишут, что острота проблем с платежами за экспорт-импорт привела к тому, что «риск полного паралича экспортно-импортных операций уже значительно превысил риски того, что из-под взгляда ЦБ уйдет часть финансовых потоков». Но цифровизации расчётов во внешней торговле опасаются прежде всего банки.
И ЦБ РФ, получается, играет на стороне банковского сектора. Однако, прогресс неумолим. Если в своё время появление компьютера привело к тому, что печатные машинки остались почти только в музеях (как, например, в музее-квартире писателя Михаила Булгакова в центре Москвы), то и появление цифровых финансовых решений сделает с банкингом то же самое, что компьютер с печатной машинкой. Можно попытаться отсрочить эти изменения, но они всё равно наступят.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
То же самое касается и цифрового рубля (ЦР). Массовое внедрение ЦР заберёт у банковского сектора целый ряд функций. Да, ЦБ РФ это понимает и, как заявлялось ранее, ЦР нельзя будет положить на депозит, а также нельзя будет получать процент на остаток в цифровом кошельке.
Однако, это выглядит как попытка усидеть на двух стульях. Кстати, это же пытаются сделать и в КНР, где цифровой юань уже пятый год подряд всё тестируют и тестируют, и не очень хотят сделать его массовым в использовании.
В РФ также массовое использование (но на самом деле, в усеченном функционале) ЦР откладывается — на период с июля 2025 года. Те, кто следят за новостями, легко вспомнят, как ранее сроки введения ЦР неоднократно сдвигались.
В ЦБ РФ уже успели сказать, что через 5-7 лет ЦР станет привычным для россиян. Ещё бы добавили — «всего лишь», и был бы полный оптимизм и ощущение, что Россия действительно ускоряется во внедрении цифровых финансовых решений. На самом деле, это — ирония.
И ведь что получается. По факту, те же криптовалюты уже активно задействованы даже не просто в торговле РФ, а в движении капиталов. Или, прямо сказать — в оттоке капитала.
Да, у ЦБ РФ сложная задача: запретить криптовалюты фактически невозможно — для этого нужно практически отключать интернет. Но если нет возможности это победить, то можно было бы возглавить процесс.
Например, договориться с частным сектором, чтобы был запущен частный рублевый стейблкоин. Это не валюта, но актив, который был бы обеспечен 100% рублями. Или вообще ЦБ РФ мог бы предложить некий специальный цифровой рубль для внешней торговли, обеспеченный золотом из резервов страны. Да и много каких ещё инноваций можно было бы внедрить (а не только обсудить) в рамках стран БРИКС+. Но где это всё?
Комментарии читателей (0):