FBO и FBS: как устроены схемы работы на маркетплейсах

23 июля 2024  01:40 Отправить по email
Печать

Схемы продаж на маркетплейсах могут быть разными. Всё зависит от того, что продают: у автомасел, цветов и одежды разные условия отправки. Однако все варианты взаимодействия продавцов с маркетплейсами можно объединить в две большие группы. Fulfillment by operator (FBO) – продажи со склада маркетплейса и Fulfillment by seller (FBS) – продажи со склада продавца. Об этом в рамках семинара на тему «Схемы работы на маркетплейсах, различия, выбор подходящей модели», организованного аппаратом Уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей, рассказал научный сотрудник проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Егор Артеменко.

Он отметил, что по схеме FBO продавец размещает товары на складе маркетплейса, регулярно привозит новые. Все остальное берет на себя площадка: хранит товары, собирает заказы для покупателей, отвозит на пункт выдачи, рассчитывает срок и стоимость доставки.

«Такую схему советуют использовать для товаров, которые распродаются быстро и на которые есть стабильный спрос: детское питание, корм для животных, бытовая химия. Она подойдет для сезонных товаров, например, новогодних украшений. Схема считается самым простым способом начать продажи на маркетплейсе: продавцу не нужен свой склад и сотрудники для сборки заказов, достаточно заплатить за эти услуги площадке. Заказы по FBO часто доходят в пункт выдачи заказов (ПВЗ) быстрее, чем по FBS, так как маркетплейсы могут распределять товары между складами в разных регионах», — пояснил Артеменко.

Он назвал преимущества FBO: «Срок доставки. Как правило, до конечного клиента товар доходит быстрее, чем при FBS. Возможность хранить товары на региональных складах. Это позволяет размещать товары на онлайн-витринах маркетплейсов по всей России. Не нужен склад для хранения товаров. Это экономит время и деньги на организационные и арендные расходы. Маркетплейс самостоятельно обработает возвраты. В схеме FBS это приходится делать продавцу».

К недостаткам FBO он отнёс то, что комиссия в большинстве случаев выше, чем при модели FBS, приёмка FBO-поставок у некоторых маркетплейсов платная. Кроме того, приёмка поставок на склад может достигать десяти дней, а в высокий сезон и больше. Также деньги «замораживаются» в товаре: если оборачиваемость будет низкой, у вас может появиться желание забрать товар. Маркетплейсы дают такую возможность, но условия не обрадуют. Плюс остаётся риск потерять товарный вид продукции.

FBS – это торговля со склада продавца. При поступлении заказа ему в личный кабинет приходит уведомление. Далее продавец упаковывает, маркирует и отгружает заказ на склад маркетплейса. Товар до покупателя также доставляет маркетплейс.

«Эту схему рекомендуется использовать, если вы только тестируете товар и не знаете, насколько хорошо пойдут продажи. FBS подойдет, если вы торгуете сразу на нескольких площадках: не нужно делать партию товара под каждый маркетплейс, вместо этого держите все у себя и отправляете по мере поступления заказов», — пояснил Артёменко.

К преимуществам FBS он отнёс то, что комиссия за продажу в большинстве случаев ниже, чем при FBO, есть один склад для работы со всеми маркетплейсами - не нужно увеличивать инвестиции, чтобы быть представленным на всех маркетплейсах сразу. Сток единый — товар физически хранится на одном складе, но виртуально продаётся на нескольких площадках. Есть возможность протестировать продукт – сразу видно, какой товар на каких маркетплейсах продаётся лучше. Возврат поступает сразу к продавцу — можно проверить товар, вернуть ему надлежащий вид, подготовить его для следующего покупателя.

Недостатками FBS эксперт назвал то, что на продавца лягут все денежные и временные расходы по его содержанию.

«Если своего склада нет и создавать его не хочется, помогут фулфилмент-провайдеры. Они предоставляют свой склад селлерам на платной основе. Понадобятся дополнительные ресурсы — для самостоятельной обработки возвратов. Это тоже могут взять на себя фулфилмент-операторы. У маркетплейсов строгие требования к срокам передачи заказов. Не сделали доставку до склада маркетплейса вовремя и сдвинули сроки доставки до покупателя — ждите штрафных санкций», — добавил Артеменко.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть