В Вашингтоне 9 июля открывается трехдневный саммит НАТО, посвященный 75-летию альянса. Лидеры собираются на фоне беспрецедентной миротворческой миссии, предпринятой премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, который, начиная с 2 июля, посетил три столицы – Киев, Москву и Пекин, откуда направился в четвертую – Вашингтон. Уже известны основные вопросы: помимо обсуждения российского и украинского вопросов, а также традиционной с 2014 года темы - расходов членов альянса на оборону, впервые в повестку в прямой постановке включается Китай, в адрес которого на саммите обещают жесткую критику «за сотрудничество с Россией». В подкрепление этого разворота, который нередко называют «глобализацией НАТО», выходом блока за региональные границы Северной Атлантики, на вашингтонский саммит приглашены лидеры дальневосточных сателлитов США – Японии, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии. Уже не в первый раз. Именно на АТР при Джо Байдене был сделан упор американской «политики альянсов». Их за эти годы появилось сразу три – AUKUS (США, Великобритания, Австралия) и два триумвирата США и Японии – с Южной Кореей и Филиппинами.
Отметим, что первые упоминания о Китае в документах НАТО отмечены 2019 годом, а в принятой в 2022 году Стратегической концепции НАТО Пекин фигурирует как вызов. «Заявленные амбиции и принудительная политика Китая бросают вызов нашим интересам, безопасности и ценностям», - цитирует концепцию специальный материал, выпущенный к саммиту газетой бизнес-кругов Wall-Street Journal (WSJ). Говорящий заголовок: «Поддержка Китаем спецоперации России на Украине ставит Пекин в список угроз НАТО» подкрепляется тезисом японского премьера Фумио Кисиды, что «сегодняшняя Украина может стать завтрашней Восточной Азией». И это побуждает Вашингтон, Брюссель и другие натовские столицы искать возможности и пути сдерживания Китая.
О том, с чем связан рост в НАТО синофобии, и какие форма она принимает, рассказывает обозреватель REX Владимир Павленко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Первое, что бросается в глаза – привычные для Запада и НАТО двойные стандарты. Намек Кисиды на то, что в АТР может появиться «своя Украина» прежде всего связан с опасениями Токио и его вашингтонских хозяев, что наблюдающаяся сейчас в Евразии консолидация по оси Россия – Китай – Иран – КНДР существенно осложняет американскую гегемонию, если не отменяет ее совсем. Влияние США в Азии, особенно восточной, очень условное. Воинские контингенты дислоцированы на островах; на материке только один – на юге Корейского полуострова. 28 тыс. военнослужащих. Полторы дивизии. Даже до армейского корпуса не дотягивает. Ставка США в регионе делалась на принцип «разделяй – и властвуй», и когда он перестал работать ввиду российско-китайского сближения – не удалось разделить, не получается и властвовать. Двойной стандарт же в том, что на публику, обвиняя в росте напряженности Китай, США на деле прикрывают этим собственные действия. Вот заявление первого заместителя госсекретаря Курта Кэмпбелла:
"…Понятно, насколько стратегически связаны эти два театра (европейский и тихоокеанский – В.П.). …Одно из заблуждений - идея о том, что США каким-то образом отворачиваются от Европы, что мы собираемся сосредоточить больше внимания на Индо-Тихоокеанском регионе в ущерб Европе".
Связь двух ТВД, не договаривает Кэмпбелл, осуществляется южным маршрутом так называемой «петли анаконды», проецирующей на континент мощь ВМС США. Именно поэтому в американской стратегии регион именуется «индо-тихоокеанским», хотя географических предпосылок к этому нет, а геополитическая заявка Вашингтона не подтверждена реальным положением дел. Вывод простой: США «можно» все это проделывать у чужих берегов, за тысячи километров от своих границ, а вот когда Китай этим недоволен и готовит ответ, то он именуется «угрозой», хотя угроза обычно у чужих границ, а не у своих.
"Что это как не классический двойной стандарт?" – задается вопросом политолог.
По существу главная претензия к Пекину у Вашингтона именно эта, а украинская тема по большому счету притягивается за уши по трем основным причинам. Во-первых, Запад боится российско-китайского альянса, который ставит крест на гегемонистских планах США. Во-вторых, Вашингтон настолько по уши влез в украинский кризис, и так откровенно вооружает Киев, что пытается избежать критики и ответственности за свое вмешательство превентивными обвинениями в чужой адрес. Для США даже не важно, имеют ли эти обвинения отношение к действительности или нет, главное, чтобы они постоянно звучали, иначе, рассуждают за океаном, в мире распространятся другие мысли. И вопросы. Например, почему США и полсотни их сателлитов «имеют право» поддерживать киевский режим, а Россию никому поддерживать «нельзя»? Ответ известен: потому, что США – это «Юпитер», которому можно все, а всем остальным, если что и позволяется, то только с американского разрешения. Но именно этот ответ Вашингтону и неприемлем с точки зрения пиара, ибо лишает его демагогию «демократического» прикрытия, выставляя ее тем, чем она и является в действительности – неприкрытым экспансионизмом, уточняет эксперт.
В-третьих, больше всего администрацию Байдена «достают» миротворческие усилия Пекина. США выработали и вручили Владимиру Зеленскому для «озвучки» свою версию завершения конфликта, которая коротко звучит как «стратегическое поражение» России. Была проведена целая серия форумов – от Копенгагена и Джидды и Мальты до Эр-Рияда, Давоса и, наконец, Бюргенштока. Наивно полагать, что те, кто туда собирался, делали это «под Зеленского». Исключительно под Вашингтон, который если бы на них не давил – ноги бы там не было. Сейчас в планах у Белого дома – срочный «наступ» ВСУ на севере и на юге линии фронта – в Харьковский и Запорожской областях. С выходом на «заморозку» конфликта на условиях, которые можно будет Москве продиктовать. И в этой ситуации не просто появляется китайский мирный план, но еще он и обрастает сторонниками, присоединяются Бразилия, затем БРИКС, ШОС. В этой ситуации американский план не работает. Кто-нибудь сейчас вспоминает «формулу Зеленского» или, того круче, «швейцарский план»? Все говорят только о миссии Орбана; вот и на саммите НАТО в Вашингтоне об этом придется говорить. Инициатива у США ускользает, а на успех американского плана завязана судьба ноябрьских выборов. В Белом доме прекрасно понимают, что в формировании параллельного трека миротворчества участвует команда Дональда Трампа и те, кто за ней стоят. Иначе говоря, украинский кризис приобретает внутреннее американское измерение, да еще и с электоральным наполнением. В логике Вашингтона, не должно быть альтернативы, но она есть! И что с этим делать – непонятно. Внутреннее измерение признавать нельзя - чревато. Значит, нужно найти «виноватых» на стороне, и кто это, как не Китай за то, что не ложится под Вашингтон, имеет собственную точку зрения, критикует американскую односторонность и, как они говорят, заинтересован в поражении НАТО на Украине. Вот здесь нужно искать причину антикитайского угара, подчеркивает Павленко. Не привыкли, чтобы кто-то мешал и высказывал свое мнение, а тем более предпринимал действия без команды из Вашингтона.
Договорились до того, что, оказывается, «Китай является основным фактором военной агрессии России против Украины», это генсек НАТО Йенс Столтенберг, предъявляющий Пекину ворох претензий:
…Если Путин победит на Украине, это не только придаст смелости президенту Путину, но и придаст смелости президенту Си… Таким образом, это демонстрирует, что НАТО важна для США и в отношениях с Китае.
Россия в прошлом году импортировала 90% своей микроэлектроники из Китая и использовала эти компоненты в ракетах, танках и самолетах, а также помогала России улучшенными спутниковыми технологиями и снимками.
WSJ:
Взгляды на Китай и его отношения с НАТО изменились из-за помощи Пекина Москве на Украине и нежелания Китая осудить конфликт. Директор национальной разведки США Эврил Хейнс в прошлом месяце обсуждала этот вопрос с послами стран НАТО.
Китай помогает России вести конфликт на Украине. Правительства стран НАТО обвиняют Китай в причастности к шпионажу, кибератакам и дезинформационным кампаниям в пределах своих границ. А Китай использует свои экономические возможности, чтобы наказать европейские страны, которые поддерживают Тайвань.
Запад, который внутри себя дошел уже до раскола, обвиняет Китай потому, что видит в нем препятствие сохранению своего лидерства. На Западе прекрасно осознают, что если отступят в свои естественные границы, ограничив ими геополитические амбиции, то «положат зубы на полку», ибо исторически жили грабежом и эксплуатацией чужого труда в рамках колониальной или неоколониальной системы. Самое время вспомнить и адмиральские звания почитателей «Веселого Роджера», многие из которых находились на британской королевской морской службе. Почему-то они не вспоминают ни Опиумные войны, ни Ост-Индскую компанию, ни отторгнутые территории, ни кабальные договоры. А вот мифическая помощь Китая России против НАТО на Украине им жить и дышать не дает! Просто на кону будущее Запада. И как писал известный исследователь теневых процессов в мировой политике Уильям Энгдаль – американец, которого за это выгнали из США, «священные войны западного мира» всегда ведутся не за идеи и принципы, а за деньги и ресурсы, заключает обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):