Теледебаты кандидатов на пост президента Ирана: решается будущее страны

Станислав Тарасов: победитель выборов президента Ирана до сих пор неочевиден
2 июля 2024  19:02 Отправить по email
Печать

После первого тура президентских выборов в Иране, на которых ни один из кандидатов не смог набрать 50% голосов избирателей, власти объявили о проведении второго тура выборов. Он назначен на 5 июля. За пост ведут борьбу бывший министр здравоохранения Масуд Пезешкиан и член Совета безопасности Саид Джалили. Перед голосованием они провели первый раунд теледебатов, результаты которых, как считают эксперты, могут сыграть решающую роль при выборе избирателей. Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.

«Вообще теледебаты перед выборами для Ирана относительно новое явление в выборной кампании, которая, как говорит духовный лидер Али Хаменеи, «должна консолидировать общество, продемонстрировать его активность, но при этом не должна выходить за рамки морали». Действительно ли Иран политически консолидирован, если иметь в виду, что по итогам первого тура лидерами оказались политики принципиально разного толка. С одной стороны Масуд Пезешкиян, этнический азербайджанец, кардиохирург по специальности, который в 2000-х годах работал министром здравоохранения, числится в лагере реформаторов. Другой, Саид Джалили, состоящий в стане так называемых консерваторов. Он служил в Корпусе стражей исламской революции во время ирано-иракской войны. В 1989-1996 годах работал в иранском МИДе. Был главой администрации верховного лидера Ирана, а в последние годы являлся секретарем Высшего совета нацбезопасности. Ранее он два раза баллотировался на пост президента. В 2013 году был третьим по итогам выборов, а в 2021-м снял свою кандидатуру в пользу Ибрахима Раиси», — отметил Тарасов.

По его словам, нынешняя президентская кампания в Иране, в отличие от прежних, имеет серьезные особенности. Первая: проявляется жёсткая конкурентная борьба и личность победителя до сих пор остаётся неочевидной. Вторая: многое будет решать уровень явки населения. Пока он низкий, чуть более 40%, что является наименьшим показателем со времен исламской революции 1979 года. При этом аналитики считают, что не стоит сбрасывать со счетов возможности протестного электората, который проигнорировал первый тур выборов.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Тарасов допускает, что главный смысл теледебатов и заключается в том, чтобы мобилизовать электорат, особенно в больших городах. Поэтому перед кандидатами ставится задача через участие в открытых телевизионных дебатах обозначить своё видение развития экономики, внешней политики.

«Конечно, наибольший интерес вызывает область будущей внешней политики Ирана, в которой оба кандидата видят возможности для «укрепления в Иране нового достоинства». Поэтому обозначим их позиции, озвученные на теледебатах. Пезешкиан выступает в защиту внешней политики бывшего президента Хасана Рухани при подписании ядерной сделки, известной как СВПД, и призывает к активизации усилий по одобрению соответствующими органами Ирана законопроектов для расширения торговых отношений Ирана со всем миром. Он напомнил, что покойный лидер Имам Хомейни и нынешний лидер аятолла Хаменеи проводили политику «Ни Восточного, ни Западного Ирана», поэтому его правительство будет расширять связи со всеми странами и не полагаться на одну сторону. Что касается Джалили, то он на этом направлении был немногословен, заявив, что «обсуждение внешней политики является продолжением внутренней дискуссии», и что «у Ирана должна быть динамичная, активная и успешная внешняя политика». Он также считает, что «Иран может использовать разногласия между странами в своих интересах и забрать инструмент санкций из рук противника. Один из способов - это диалог и принуждение противника к выполнению своих обязательств». При этом он заявил, что Пезешкиан не планирует управлять страной, и что его президентство подтолкнет страну к «отсталой ситуации», как это было при относительно умеренном бывшем президенте Хасане Рухани (2013-2021), который заключил ядерное соглашение с мировыми державами и положил конец обогащению урана Ираном в обмен на отмену санкций», — пояснил обозреватель REX.

Он обратил внимание, что это позиции двух кандидатов в общих чертах, изложенные в ходе теледебатов. Предсказать результаты выборов в Иране всегда было непросто, но многие эксперты считают, что в итоге победа будет за Джалили, в поддержку которого высказались выбывшие из предвыборной гонки консерваторы-резюмировал Тарасов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть