Генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов выступил с сенсационным сообщением о том, что «нарастающая напряжённость в мире может стать причиной для расширения состава и функционала Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а социально-политический запрос на безопасность может обусловить как расширение функционала организации, так и, возможно, увеличение количества ее участников».
В настоящее время в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Но премьер-министр Армении Никол Пашинян в своей реплике об отношениях с организацией от 13 июня 2024 года обозначил пространство для маневра Еревана в этом вопросе. Конечно, это не заявление о выходе из ОДКБ, но все же. И что все это значит? Кто еще может или собирается вступать в ОДКБ? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Такими словами, которые произнес Тасмагамбетов, в большой политике не бросаются, и они наверняка имеют пока негласное обоснование. Пока есть ясность есть только в методологии, в понимании необходимости укрепления и дальнейшего развития этой структуры в связи с резким ростом агрессивности Запада, пытающегося с помощью военно-политических блоков в отношении России и её союзников укрепить свое мировое господство. Неясность существует в вопросе расширения ОДКБ, его потенциальных новых участников», — сказал Тарасов.
По его словам, в мае 2022 года на юбилейном саммите в Москве, посвящённом 30-летию подписания ОДКБ, говорилось, что «через несколько лет число членов ОДКБ возрастёт, это будет уже не шесть стран».
«Не одному ведь НАТО, в конце концов, расширяться. Кстати, на том саммите ОДКБ Путин намекал на этот счёт, предлагая предоставить статус наблюдателя при организации, косвенно указывали на Азербайджан, Молдавию и Узбекистан. Больше ничего определённого сказано тогда не было. Теперь эксперты называют тот же Азербайджан, Грузию, Иран, КНДР, Камбоджу, Южную Осетию и Абхазию, некоторые африканские страны, Кубу, Венесуэлу. Но нынешняя ОДКБ является все-таки крутящимся вокруг России созвездием и что-то готовится в первую очередь на этом направлении в связи с заявленным переформатированием блока. Но заявление Тасмагамбетова выстроено пока в «осторожной редакции». Та же Грузия, например, официально не отказывалась от курса на вступление в НАТО», — отметил Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Почему в альянс стремятся попасть новые члены, не секрет, продолжил он.
«Ответ находится в ключевой статье 4 заключённого в 1992 году договора: если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств – участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН. Как говорится, новый процесс только начинается», — заключил Тарасов.
Комментарии читателей (0):