- События в арабских странах выявили очевидную некомпетентность значительной части российского экспертного сообщества, считает директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. Он подчеркнул, что большинство экспертов, высказывающих своё мнение относительно недавних революций, занимались не реальным анализом ситуации, а её трансфером в готовые матрицы традиционных представлений об арабском мире. В тоже время, все популярные ныне в российском обществе гипотезы далеки от реально произошедшего. Об этом он рассказал на пресс-конференции, посвященной возможному влиянию арабских революций на политическую и экономическую ситуацию в России, передает корреспондент ИА REX.
- По словам Бориса Кагарлицкого, предложенный обществу набор гипотез представляет собой традиционную «расистскую смесь» из «исламизма, исламского экстремизма и Алькаиды», которая опирается на представление о жителях арабского мире, как о людях второго сорта. Причем, все популярные ныне в российском обществе гипотезы весьма далеки от реального состояния дел. «Эти события являются наглядным, очевидным и демонстративным опровержением целого ряда расистских и культурных предрассудков, свойственных европейцам и, в данном случае, россиянам. При этом интерпретация событий происходит в рамках этих же, явно неработающих, предрассудков», - заявил он. Так, эксперт отметил, что одна из популярных версий арабских революций базируется на «теории заговора американского империализма» при отсутствии разумных объяснений о смысле свержения наиболее лояльных к данному империализму режимов. Следующая версия сводится к представлениям российских либералов о свободе — «арабский мир захотел демократии и восстал против тиранических режимов». Глава ИГСО отметил, что данная теория стала основой для предположений о повторении подобного сценария в России, что также не соответствует действительности. «Возникает интересный вопрос: почему в России, где данные либеральные ценности, так или иначе, укреплены в большей степени, этого не произошло до сих пор». «На мой взгляд происходит нечто иное. И то, что у нас терпят неудачу специалисты по арабскому миру и ближнему Востоку совершенно понятно. На наших глазах Ближний Восток и весь мир очень радикально меняется. Наработанные шаблоны, наработанный опыт и знания в некоторых случаях не помогают, а мешают понимать происходящее», — рассказал он.
По мнению Кагарлицкого, факторы, спровоцировавшие революции, скрыты в абсолютно иных областях. В первую очередь — это мировой экономический кризис, который явился не только причиной спада конъюнктуры мирового рынка, но и оказался «системным кризисом неолиберализма», при котором сильнее всего пострадали экономики, наиболее полно вписанные в данную модель. «Когда имел место некоторый подъем экономического развития, а затем наступил спад, то мы упираемся в тупик и происходит социальный взрыв. И именно те социальные слои, которые развились благодаря экономическому подъему, начинают возмущаться первыми», — подчеркнул эксперт. Он заметил, что в подобном ключе корни арабских волнений следует искать скорее в буржуазных революциях 19 века, чем в популярных гипотезах. Так, глава ИГСО отметил, что и 1848-49 годах, и сейчас протесты были организованы представителями «полупролетариата», которые требовали демократии, но не либеральных институтов, как предполагают некоторые отечественные эксперты. «Это претензии масс, демоса, народа на участие в том, чтобы иметь возможность наложить вето на те экономические и социальные решения, которые принимает власть. В этом смысле демократия является не целью, а средством. Именно поэтому демократия на Ближнем Востоке возможна», — резюмировал он.
Комментарии читателей (1):