Правительство России уже на текущей неделе — к 15 июня — должно представить президенту Владимиру Путину план строительства гражданского флота на период до 2035 года. Как сообщал REX, соответствующее поручение глава государства давал в середине апреля.
«Представить комплексные предложения по развитию в долгосрочной перспективе отечественного гражданского судостроения, в том числе актуализированный перспективный план строительства гражданских судов на период до 2035 года», – говорилось в одном из пунктов поручения.
В срок до 15 июня правительству было предписано подготовить детальную схему того, как планируется развивать производственные мощности судостроительных предприятий, предусмотрев в числе проектов как модернизацию действующих, так и создание новых площадок, а также определить механизмы финансирования.
Президент также ждёт предложений по обеспечению конкурентоспособности судов, построенных на российских верфях. Речь идёт в том числе о производстве наиболее значимого судового комплектующего оборудования.
Ситуацию в гражданском судостроении комментирует Telegram-канал СМП:
«Этот документ станет уже третьей программой развития отечественного судостроения. Две предыдущие за 16 лет ощутимого результата не дали. В первую очередь, потому, что по большей части были ориентированы на создание НИОКРов, а не на развитие реальных производственных мощностей. Тем временем, проблемы производства продолжали накапливаться. В итоге, к 2023 году состояние судостроительной отрасли подошло к критическому.
Несмотря на разговоры об импортозамещении, доля иностранного оборудования оставалась на уровне 70%, причём речь идёт о ключевых узлах – главных двигателях, редукторах, дизель-генераторах, винторулевых колонках и, разумеется, микроэлектронике. Давление санкций и нехватка отечественных мощностей привели к тому, что сроки поставок новых судов начали срываться, поэтому производственным сектором, наконец, занялись всерьёз. Ключевые узлы западного производства заменили на китайские, но произведённые по европейским лицензиям. А главное, приступили к налаживанию собственных судостроительных мощностей.
В ноябре 2023 года глава ВТБ Андрей Костин, к которому перешло управление Объединённой судостроительной корпорацией, озвучил планы строительства двух новых верфей в ближайшие пять лет. Одна из них должна расположиться на Дальнем Востоке. И вот, в июне 2024 года замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов заявил, что ориентировочный срок создания дальневосточной верфи — 2031-2032 годы. На ней рассчитывают строить балкеры, танкеры, контейнеровозы дедвейтом до 120 тысяч тонн, а также перспективные газовозы для сжиженного природного газа (СПГ) вместимостью 170 тысяч кубометров. Общая мощность верфи составит до 12 судов в год.
Один только внутренний спрос способен загрузить десятки судостроительных предприятий. К 2037 году правительство планирует построить в общей сложности свыше 1700 морских и речных судов. Кроме того, в долгосрочной перспективе новые русские верфи могут выступить и серьёзными игроками на мировом рынке, поскольку на нём спрос также весьма высок, а верфи других стран тоже перегружены. Поэтому в текущей ситуации лишних верфей в России нет и быть не может».
Комментарии читателей (0):