Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен посетит Армению с визитом 10-12 июня, сообщил госдепартамент США. Он планирует обсудить с руководством Армении вопросы двустороннего сотрудничества и мирный договор между Ереваном и Баку, «включая использование Алма-Атинской декларации как основы при делимитации границы». Накануне он заявил, что «скоро мы станем свидетелями скорейшего заключение мира», и напомнил, что Вашингтон провел несколько раундов переговоров между министрами иностранных дел двух стран. При этом добавил, что главы МИД Армении и «встретятся снова» и «мы готовы помочь». На чем основан такой оптимизм США? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«В этой ситуации много странного. С одной стороны, МИД Армении заявил, что «мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном достаточно созрело для подписания, и армянская сторона выражает свою готовность конструктивно и интенсивно работать над его завершением и подписанием в течение следующего месяца». Это - первое. Второе. В заявлении говорится о том, что мирное соглашение, вокруг которого ведутся переговоры между Арменией и Азербайджаном, «четко закрепляет, что стороны признают территориальную целостность и не имеют территориальных претензий друг к другу», и что «в проекте мирного соглашения также есть согласованное положение, по которому ни одна из сторон не может ссылаться на свое внутреннее законодательство для невыполнения своих обязательств по мирному соглашению», — отметил Тарасов.
С другой стороны, понятно, что якобы подготовленный проект договора должен быть приемлем и для Азербайджана, продолжил Тарасов, обратил внимание на то, что при этом в комментарии официального представителя МИД Азербайджана Айхана Гаджизаде указывается, что «заявление МИД Армении - это своего рода попытка опровергнуть факт предъявления этой страной территориальных претензий к своим соседям».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По словам представителя МИД Азербайджана, «главной проблемой сегодня являются продолжающиеся территориальные претензии Армении к Азербайджану, закрепленные в многочисленных правовых и политических документах этой страны, в том числе в ее Конституции, которая ссылается на Декларацию о независимости Армении, призывающую к объединению Армении и Нагорного Карабаха». Он подчеркнул, что «Азербайджан имеет законное право требовать исключения из Конституции Армении этого пункта, и расценивает это как вопрос национальной безопасности». По его же словам, «ни одно международное соглашение не имеет приоритета над Конституцией», и что «Азербайджан первым выступил с инициативой запуска мирного процесса и первоначальный проект которого также был представлен именно азербайджанской стороной». И добавил, что «Ереван не заинтересован в прочном мире и лишь пытается сохранить «запасной вариант» для очередной агрессии против Азербайджана в будущем». Помимо этого, Баку обвинил Ереван и в том, что тот пытается «восстановить пережиток прошлого конфликта – Минскую группу ОБСЕ», которая «может быть распущена после подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном», продолжил Тарасов.
«Отсюда возникает вопрос: о чем конкретно будет вести переговоры в Ереване О'Брайен? Если ему удастся уговорить Армению внести изменения в Конституцию, на чем настаивает Азербайджан, то для этого понадобится немало времени и немалых политических усилий со стороны правительства Никола Пашиняна. Поэтому подписать мирный договор между сторонами в течение ближайшего месяца не удастся. Другое дело, если Азербайджан откажется от своих требований. Но тогда О'Брайену нужно вести переговоры с Баку, а не с Ереваном. Поэтому не исключено, что в Ереване с армянскими руководителями он будет вести диалог не только по мирному договору с Азербайджаном», — заключил Тарасов.
Комментарии читателей (1):
Потеря для России еще одного союзника и партнера.