Автомобильный туризм в России стал одной из тем совещания, которое 4 июня президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл с членами правительства. REX публикует стенограмму доклада, который главе государства представил министр экономического развития Максим Решетников.
Ранее на ИА REX: Путин обсудит с правительством РФ развитие автомобильного туризма
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Спрос на внутренний туризм продолжает расти. В прошлом году жители и гости страны совершили 83 миллиона турпоездок – это на 20 процентов больше, чем доковидный показатель. В этом году ожидаем более 90 миллионов поездок.
Активно развивается туристическая инфраструктура, гостиницы, курорты, пляжи, парки развлечений. Мы поддерживаем бизнес и регионы через национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Докладываем Вам регулярно о результатах. Спасибо за Вашу поддержку. Благодаря ей он постоянно развивается.
Сейчас начался летний туристический сезон – это лучшее время для автомобильного туризма. Он у нас занимает всё бо́льшую долю в путешествиях по стране. По данным опросов, за последние пять лет путешествовали на машине 40 процентов россиян, а в прошлом году совершено, согласно статистике, 26 миллионов туристических поездок на автомобилях. К 2030 году мы ожидаем удвоения этой цифры.
На это нацелена утверждённая Правительством Концепция развития автотуризма, которую разработали по Вашему поручению. В её основе – понятие «автомобильный маршрут», который увязывает воедино и дороги, и придорожный сервис, и кафе, и рестораны, и зоны отдыха с кемпингами, глэмпингами, гостиницами, видовые площадки, музеи, которые работают в удобное для автотуриста время, национальные парки, где создаются условия для отдыха с детьми, обеспечиваются связь и интернет и все удобства на пути следования туриста.
Реализовывать концепцию мы предлагаем на трёх временных горизонтах.
Первое – это то, что необходимо сделать, что называется, прямо сейчас. Мы определили направления, по которым ездит больше всего туристов. Это примерно треть федеральных дорог, которые ведут к крупным городам и ключевым точкам притяжения. Из них для пилотирования нового подхода мы выбрали трассы: от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, то есть трассы М-11 и М-12, и от Новороссийска до Вологды, то есть трассы М-4 и М-8. Они охватывают 18 крупных регионов, и, по данным «Автодора», две трети всех легковых автомобилей направляются по этим дорогам к местам отдыха.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Теперь с регионами формируем перечень конкретных автомобильных туристических маршрутов по этим дорогам и, конечно, учитываем возможность заезда и к близлежащим крупным городам, и к интересным местам поблизости.
Информацию о маршрутах мы размещаем на национальном туристическом портале «Путешествуем.рф». Сегодня там уже [есть] данные о 35 автомаршрутах, и в июне добавляем ещё 10 маршрутов, сейчас активно с регионами отрабатываем. Там есть в том числе и межрегиональные маршруты. Сам национальный туристический портал станет единым информационным ресурсом для путешественников, который мы тоже создаём по Вашему поручению. Развиваем его совместно с Правительством Москвы.
Мы будем использовать портал также для получения обратной связи от туристов. С учётом их предложений будем формировать региональные программы развития автотуризма на ближайшую трёхлетку.
Также к этой работе подключили «Яндекс». Он будет нам передавать на национальный портал все отзывы путешественников по автомаршрутам с привязкой к конкретным объектам. То есть у нас будет обратная связь по конкретному объекту инфраструктуры, по конкретной дороге, какие нарекания у путешественников есть.
Конечно, в этом году мы просим регионы уделить самое пристальное внимание базовым вопросам, а именно: наличие нормальной навигации на дорогах, сконцентрироваться на своевременной уборке и надлежащем содержании площадок для отдыха, видовых мест, санитарных зон. И конечно, вопросы освещения в ночное время и вопросы безопасности.
Коллеги из Министерства культуры совместно с регионами синхронизируют работу музеев с учётом потребностей автотуризма.
Есть также у нас ещё и предложения по административным вопросам, в частности мы предлагаем со следующего года разрешить заселение в гостиницы по автомобильным правам. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет. Предлагаем это решение принять, дать год на стыковку информационных баз, и чтобы с середины следующего года такая возможность появилась.
Теперь то, что нужно сделать в ближайшие два года. В привязке к турмаршрутам нужно привести в нормативное состояние дороги, если они где-то ещё не сделаны. Хотя, скорее всего, это будут проблемы у нас именно с муниципальными дорогами, потому что федеральные и региональные, как правило, в порядке. Это задача Минтранса, Росавтодора совместно с регионами.
На самих дорогах по-прежнему есть зоны, где не обеспечивается устойчивая связь и интернет. Мы такие зоны тоже выявляем и вместе с Минтрансом отрабатываем.
Потребуется поддержать и развитие туристической инфраструктуры, и точек притяжения. Здесь по Вашему поручению во всех национальных парках страны Минприроды предстоит создать инфраструктуру для экологического туризма. Это площадки для отдыха, музеи, визит-центры, экологические тропы и туристические тропы.
В своём Послании Вы поручили выделить 30 миллиардов рублей на ближайшую шестилетку на это, сейчас Минприроды готовит предложения.
Со своей стороны мы поддержим создание новых кафе, торговых точек, модульных гостиниц и новых объектов показа как раз в зоне туристических маршрутов. К этой работе мы привлекли корпорацию МСП РФ вместе со средствами ещё и другого проекта по поддержке малого и среднего бизнеса. Эксперты помогут регионам и бизнесу сформировать проект и привлечь финансирование, а также будем точечно и адресно сопровождать реализацию.
Владимир Владимирович, сейчас регионы собирают все инициативы в рамках своих программ развития, которые мы поддерживаем через механизм единой туристической субсидии.
В рамках предварительно одобренных лимитов нацпроекта на ближайшую трёхлетку предусмотрено 28 миллиардов рублей. Мы предлагаем распределить их по регионам уже в этом году, с тем чтобы регионы понимали, что у них со следующего года появляются деньги, и уже приступили к реализации этих мероприятий, потому что деньги будут доступны в первом квартале, поэтому какие-то работы даже сейчас можно будет сделать. Это первое наше предложение.
Второе предложение. Мы предлагаем также в этом году, сейчас, приступить к отбору на следующую трёхлетку проектов по строительству модульных гостиниц. Это та программа, которая очень востребована регионами и которая позволяет недорого и быстро, и как раз там, где есть сложности с тяжёлой инфраструктурой, быстро развернуть кемпинги, глэмпинги. У нас по пять миллиардов рублей в год предусмотрено. Соответственно, мы предлагаем ближайшую трёхлетку тоже сделать доступной для регионов.
Третий момент. Предлагаем направить на поддержку гостиниц и точек притяжения часть средств инфраструктурных бюджетных кредитов, а также нового этапа программы по списанию долгов регионов. Это то, что мы, в том числе и на Госсовете, недавно обсуждали. Понимаем, что туризм – точка роста, это реальная экономика, поэтому регионы тоже на это настраиваем.
При этом есть и третий горизонт – это более долгосрочные задачи, но которые тоже надо решать сейчас и которыми мы занимаемся. Во-первых, нам предстоит создать полноценные многофункциональные зоны дорожного сервиса на туристических маршрутах, чтобы была не просто заправка с закусочной, а чтобы туристу было где и заправиться, и поесть нормально, и принять душ при необходимости, и нормальные санитарные зоны там должны быть, и купить товары в дорогу.
Потребность в таких зонах мы определили вместе с Минтрансом. Здесь надо отдать должное: коллеги давно занимаются этим вопросом. Сейчас таких зон на территории страны насчитывается 440 – конечно, с разным уровнем сервиса, прямо скажем. Примерно столько же предстоит построить в ближайшие годы. Мы конкретные точки где-то уже определили, где-то определяем, готовим проекты, условия подключения, комплексность и так далее.
Помимо зон дорожного сервиса важно также обустраивать автодороги площадками отдыха с санитарными модулями, в том числе и для обслуживания экскурсионных групп на автобусах, с тем чтобы во время длительного пути можно было остановиться, передохнуть, размять ноги. Будем просить регионы тоже включать такие площадки в свои программы. Тоже нормативы и подходы выработали.
Второй крупный вопрос предстоит решить – это вопрос нехватки нормальных туристических автобусов. У нас туристические автобусы, как правило, импортные, ещё и с большими, скажем так, сроками использования, то есть не новые. Всего нам нужно в год три тысячи новых автобусов закупать, это запрос индустрии.
Мы в ближайшие месяцы вместе с Минтрансом предлагаем разработать и утвердить программу развития производства отечественных автобусов и предлагаем также включить туристические автобусы в льготную программу лизинга. Наши заводы готовы, понятно, может быть, не на 100 процентов локализовать в моменте, но готовы к долгосрочным программам и под это готовы брать на себя обязательства по локализации. Мы уже ряд встреч вместе с Минпромторгом провели.
И третье. Мы предлагаем учитывать фактор турмаршрутов ещё и при ремонте и реконструкции федеральных дорог. Тоже вместе с Виталием Геннадьевичем [Савельевым] эти вопросы совместно отрабатываем.
Уважаемый Владимир Владимирович, в результате этих комплексных решений мы получим доступные, безопасные и комфортные для людей автомаршруты, чтобы в конечном итоге больше граждан самых разных возрастов, семьи с детьми и гости нашей страны выбирали всё чаще именно этот вид путешествий.
Прошу поддержать. Подготовлен проект Ваших поручений, который позволит нам ускорить реализацию всех этих инициатив.
Спасибо.
Комментарии читателей (0):