В последние несколько лет в структуре золотовалютных резервов стран мира стали происходить значительные изменения, которые не были характерны, по крайней мере, для трёх предыдущих десятилетий, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Уроки глобальных валютно-финансовых кризисов, которые произошли в конце 1990-х годов, привели к тому, что многие развивающиеся страны стали накапливать валютные резервы, делая свою экономику более открытой для глобальной торговли и мирового финансового рынка. Имеются зарубежные оценки, что по состоянию на начало 2024 года среди 12 трлн долларов совокупных резервов центральных банков 7 трлн представляли собой долларовые активы.
В свою очередь распространяющиеся опасения по поводу дедолларизации привели к тому, что центральные банки стали стремиться к диверсификации своих резервов, переводя их часть в золото и повышая глобальный спрос на него. Геополитические соображения стали одними из основных (но необязательно – главных) мотивов, по которым страны стали отказываться от доллара.
Вместе с тем, нынешние конфликты начались с 2022 года, а тенденция роста закупок золота центробанками начала проявляться ещё после глобального кризиса 2008-2009 гг. (хотя справедливости ради следует отметить, что в последнее время данная тенденция ускорилась).
В пользу золота свидетельствует то, что оно стало рассматриваться как более надёжный и безопасный актив в условиях растущей инфляции и повышенной неопределённости в мировой экономике.
Кроме того, золото, не имея, в отличие от валют, страны-эмитента, может служить надёжным инструментом защиты страны от международных экономических санкций.
Таким же инструментом, в частности, для России стали валюты «дружественных» стран, применение которых (китайского юаня) наша страна стала расширять в своей внешней торговле.
Однако и доля золота в резервах пока остаётся невысокой (на уровне 15%), чтобы можно было говорить об его безусловном глобальном доминировании, поскольку и в начале 2000-х годов доля золота в резервах центробанков была примерно такой же, как сейчас.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С другой стороны, в некоторых крупных странах (Россия, Индия, Китай) отмечался наиболее сильный прирост доли золота в резервах. К тому же, следует отметить такой недостаток золота, в отличие от фиатных валют, как то, что оно не приносит прибыли и как физический актив его затруднительно использовать в транзакциях.
В мире наблюдается также переход ряда стран в накоплении резервах к юаню, но здесь ситуация развивается ещё более медленно. Скорее всего, в ближайшие годы будет наблюдаться переход от доллара как к юаню, так и к золоту, но он будет постепенным и медленным.
Страны будут стремиться не столько к дедолларизации, сколько к диверсификации своих валютных резервов. Золото и государственные облигации стали традиционными резервными активами, однако, если страны будут переходить к другим классам резервных активов, то они могут оказаться более рискованными.
Например, в условиях нестабильной глобальной макросреды корпоративные облигации и акции нельзя рассматривать как низкорисковые активы.
Как сообщает REX, всё больше глобальных управляющих резервами (спрос центральных банков) планируют увеличить вложения в высокодоходный доллар США, поскольку их интерес к китайскому юаню сократился из-за низкой доходности и геополитической напряжённости.
Комментарии читателей (0):