В тот момент, когда наша страна для победы в СВО остро нуждается в увеличении производства военной техники и вооружений, а наш гражданский авиационный флот испытывает острую потребность в новых лайнерах, стоит вспомнить советские промышленные заделы, которые ещё можно возродить.
Речь идёт об уничтоженном в нулёвые легендарном Саратовском авиационном заводе, в своё время градообразующем предприятии. Нынешний глава «Россотрудничества» Евгений Примаков в бытность депутатом Госдумы от Саратова пытался спасти остатки этого флагмана советской авиационной промышленности, но процессы уничтожения производства тогда уже приняли необратимый характер. Была ликвидирована взлётно-посадочная полоса завода, цеха закрыты, земельные участки пошли под торговые центры и жилищное строительство.
В январе 2019 года по инициативе председателя Государственной думы Вячеслава Володина была создана рабочая группа при правительстве Саратовской области по возврату в собственность Российской Федерации имущества Саратовского авиационного завода. В судебном порядке было установлено, что активы Саратовского авиационного завода с 16 января 1992 года являются федеральной собственностью и никогда из неё законным путём не выбывали. По состоянию на декабрь 2020 года решениями судов были возвращены в федеральную собственность около 300 гектаров территории, где раньше располагался завод. Возвращаются в федеральную собственность и сохранившиеся заводские корпуса.
На территории Саратовского авиационного завода до сих пор функционирует одно из его дочерних предприятий — ООО "Завод «Сокол». После банкротства авиазавода его бывшие работники-энтузиасты взяли кредит и выкупили здание главного склада, чтобы продолжать там авиационное производство. Предприятие занимается выпуском и ремонтом узлов и агрегатов для самолётов Як-42. На заводе трудятся около 100 сотрудников, практически все они — бывшие работники САЗа.
То есть прямо как в ранние послереволюционные времена в советской России – рабочие берут инициативу в свои руки и налаживают производство! Поэтому наша власть может поддержать инициативу снизу и возродить Саратовский авиационный завод!
Да, взлётки уже нет, но ведь в уцелевших цехах можно организовать производство агрегатов и узлов! А окончательную сборку лайнеров производить в новых цехах за городом! Где и построить новую ВПП.
В момент ликвидации завода на нём работали до 5 тысяч человек, многие из них ещё живут в Саратове и способны продолжить работать на производстве, чтобы передавать свой опыт молодёжи. Тем более в Саратове есть прекрасный университет, который готовит кадры в области точных наук.
Напомню, что в 1937-м году созданный в 1931-м году Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники, получив название «Завод № 292 НКАП». С 3 декабря 1937 года Саратовский завод комбайнов стал Саратовским авиационным заводом.
С 1937 до 2012 годы САЗ выпускал самолёты конструкторского бюро имени Яковлева. В годы Великой Отечественной войны истребители Як-1 и Як-3, в послевоенные годы палубные самолёты с вертикальным взлётом и посадкой ЯК-38 и гражданские лайнеры Як-40 и ЯК-42.
Комментарии читателей (0):