Президент России Владимир Путин включил создание механизмов контроля за рынком компьютерных игр в основы госполитики в области исторического просвещения и противодействия фальсификации истории. Это вызвало живой и позитивный отклик среди российских видеоигровых разработчиков и экспертов. Инициатива главы государства стала закономерным продолжением наметившегося ранее тренда на импортозамещение и укрепление суверенитета в российской видеоигровой отрасли. Это делается, в частности, для того, чтобы пресечь распространение искаженного взгляда на историю со стороны западных игроделов.
Уже не секрет, что на фоне СВО и идеологического противостояния с коллективным Западом исторические факты сейчас активно используются для создания пропагандистских русофобских нарративов, активно тиражируемых через все популярные каналы коммуникаций, в том числе СМИ, фильмы, видеохостинги и социальные сети и особенно видеоигры. Поскольку мировая геймерская аудитория оценивается примерно в 3,3 млрд человек, а объем мирового видеоигрового рынка примерно в 282 млрд долларов. Только в России в прошлом году на видеоигры потратили 156 млрд рублей— больше чем на кино, книги и музыку.
По эффективности воздействия на сознание и качеству аудиовизуального ряда видеоигровая продукция зачастую уже превосходит даже крупнобюджетные киноблокбастеры. Поэтому неудивительно что видеоигры всё чаще используются на глобальной арене в качестве сверхэффективного инструмента мягкой силы, с помощью которого можно формировать и доносить определенные смысловые конструкции и ценностные установки.
Понятно, что в культурно-идеологическом противостоянии с Россией западная видеоигровая индустрия часто расчеловечивает русских для формирования в массовом сознании своих аудиторий образа врага. Более прямолинейно и топорно это делается в таких играх как в Death From Above, разработанной германо-украинской студией Rockodileаркадной игре-симуляторе дрона, где игроку дается возможность уничтожать похожих на толкиеновских орков российских солдат и военную технику с Z-символикой, или Ukraine Defender — аркадном авиашутере, где игроку предлагается в качестве украинского пилота бомбить с воздуха пехоту и технику ВС РФ. Слоган обеих игр, как можно догадаться запрещённый в РФ слоган украинских нацистов. Менее в лоб, но не менее враждебно к россиянам предлагается действовать в играх вроде SniperElite:Berlin 1945, где в роли снайпера Управления стратегических служб (бывшее название ЦРУ) можно убивать советских солдат, штурмующих Берлин в 1945 году. Или в Call of Duty: Modern Warfare 2, где у игрока есть возможность расстреливать мирных граждан в российском аэропорту или сотрудников ЧВК «Вагнер» где-то на Ближнем Востоке.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Защитить российский видеоигровой рынок и сознание российских граждан от вражеской пропаганды можно либо запретом и блокировкой русофобского контента, что не очень эффективно. Ведь всегда есть техническая возможность обхода блокировок и приобретения пиратской продукции. Либо за счет наполнения российского рынка качественными и интересными отечественный видеоиграми, продвигающими наш взгляд на историю, наши ценности и наши смыслы. Неплохим примером здесь может служить недавно вышедшая «Смута», доносящаяся до русскоязычной игровой аудитории правильный взгляд на историю России XVII века и Смутное время. Неплохи для продвижения образа военной мощи России и такие видеоигры как «Мир танков», «Ил-2 Штурмовик», «Калибр».
Я очень рад, что российские власти наконец в полной мере поняли значение и потенциал видеоигровой индустрии и киберспорта и стали уделять им большое внимание. Это даёт надежду, что отечественный геймдев сможет внести свой вклад в укрепление цифрового суверенитета России и отстаивание её законных интересов в развязанной Западом информационно-психологической войне. Но для этого российским разработчикам игр нужна активная поддержка, в том числе финансовая, со стороны государственных институтов развития и совершенствование законодательной базы, приведение её в соответствие с актуальным состоянием отрасли.
директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент Федераций компьютерного спорта России и Москвы, преподаватель кафедры киберспорта Университета «Синергия» Александр Горбаченко
Комментарии читателей (0):