Российская Федерация по территориальному устройству является федеративным государством, это означает, что бюджетная система России является трёхуровневой. Первый уровень - федеральный, второй уровень – региональный (то есть уровень субъектов Федерации) и третий уровень – местный, заявила REX доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Ольга Леонова.
Каждый из уровней бюджетной системы обладает своими доходами и расходами. В соответствии с бюджетной классификацией расходов расходы подразделятся на разделы, подразделы, виды.
Так, если перед субъектом Российской Федерации стоит какая-либо задача, для её решения он может использовать средства своего регионального бюджета, брать бюджетные кредиты или использовать средства, полученные в рамках межбюджетных трансфертов.
На основе данных единого портала бюджетной системы России, используя инфраструктурные коды региональных бюджетов, компания Sherpa Group, специализирующаяся на сфере инфраструктуры и проектного финансирования, посчитала общий объем инфраструктурных расходов со стороны региональных бюджетов в первом квартале 2024 года, который составил 253,3 млрд руб., что на 22,3% меньше, чем за тот же период 2023 года.
Инфраструктурные коды учитывают расходы на строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.
Необходимо отметить, что не во всех федеральных округах сократились инфраструктурные расходы.
По расчётам Sherpa Group, сильное снижение инфраструктурных расходов бюджетов зафиксировано в Центральном федеральном округе, для которого характерен наибольший объем таких расходов. В ЦФО расходы на инфраструктуру уменьшились на 31,7%, до 89,7 млрд руб.
В Уральском федеральном округе инфраструктурные расходы региональных бюджетов упали на 27,3%, в Южном — на 14,9%, в Северо-Кавказском — на 11,9%, а в Сибирском — на 11,4%.
Больше всего расходы были сокращены в Приволжском федеральном округе. Там отраслевые расходы региональных бюджетов снизились в первом квартале на 42,5%, до 30,3 млрд руб.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Оценить однозначно, является ли позитивным или негативным явлением изменение инфраструктурных расходов региональных бюджетов, не представляется возможным. Так как повышение вложений регионального бюджета в отрасль, например, может означать меньшее участие Федерации или частных инвесторов в финансировании проектов. А снижение — наоборот, что отраслевым проектам помогают из других бюджетных и внебюджетных источников.
Субъект РФ имеет право взять бюджетный кредит на проекты, важные для экономики и социальной сферы.
Бюджетный кредит подразумевает получение субъектом Федерации денежных средств из федерального бюджета. Обычно такие кредиты выдаются под 3% годовых на срок до 15 лет. Когда регион России берёт бюджетный кредит, растут его долговые обязательства.
Субъекты РФ берут бюджетные кредиты не только на инфраструктурные проекты, но и на другие цели. Иногда задолженность по бюджетным кредитам списывается, за исключением инфраструктурных. Это позволяет перераспределять денежные средства из регионального бюджета.
Как сообщает REX, инфраструктурные расходы регионов России в I квартале снизились существенно по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, однако падение может быть компенсировано до конца 2024 года, следует из обзора исследовательской компании Sherpa Group.
Комментарии читателей (0):