Сохраняющаяся геополитическая напряжённость в ближайшее время окончательно приведёт к тому, что геоэкономическая фрагментация станет нормой и основной проблемой для развития мировой экономики, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Продолжающиеся сложности в глобальных цепочках поставок и энергетическая безопасность становятся второй и третьей по значимости проблемами после проблем в современной геополитике.
Вместе с тем, в последнее время принято говорить о формировании блоков дружественных стран во главе с Китаем и США, и отдельно выделяется третья, «неприсоединившаяся» группа стран, как это указывает Международный валютный фонд (МВФ). Однако, скорее, речь идёт о двух основных блоках – с одной стороны, это западные развитые страны, а с другой – развивающиеся (так называемый «Глобальный юг»).
Дело в том, что за последние десятилетия страны этих двух блоков, сегодня противоборствующих, достигли высокого уровня кооперации и взаимозависимости в международной торговле по каналам глобальных цепочек создания стоимости.
Эти цепочки, в которые, помимо торговли, были встроены трансграничные инвестиционные процессы и международные платёжно-расчётные отношения, долгое время обеспечивали стабильный рост мировой экономики.
Первый сдвиг произошёл в период пандемии коронавируса, разрушившей прежние каналы экономического взаимодействия стран. После завершения пандемии, когда экономики многих стран ещё не восстановились от её последствий, произошёл российско-украинский и палестино-израильский конфликт, которые привели к серьёзным негативным структурным сдвигам в международном обмене (в том числе вследствие санкций) и инвестиционных отношениях между странами.
Стала более отчётливей выражена тенденция разделения стран на блоки, и многие процессы экономического сотрудничества в мире стали политически мотивированными. Это привело к замедлению роста мировой экономики, хотя сегодня динамика экономического роста отдельных стран стала ещё более неравномерной (некоторые страны восстанавливаются более уверенно, тогда как другие, напротив, проходят испытание рецессией и стагфляцией).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В целом, глобальный ландшафт развития мировой экономики определяется тенденциями экономической дезинтеграции, так называемой «великой фрагментацией» и усилением конкуренции за глобальное доминирование, что сопровождается усилением поляризации в мире.
Неопределённым при этом становятся, например, будущее доллара в мировой валютной системе и перспективы Бреттон-Вудских институтов, сформировавшийся ещё после окончания Второй мировой войны. Глобальная фрагментация проявляется практически на всех направлениях международного экономического сотрудничества.
Глобальная повестка устойчивого развития на средне- и долгосрочную перспективу, таким образом, зависит от того, как быстро и успешно удастся «склеить» мировую экономику и международную торговлю из разрозненных фрагментов.
Помимо влияния конфликтов, самые сложные задачи развития и экономического сотрудничества придётся решать после завершения этих конфликтов. На этом этапе необходимо будет определить, в рамках каких моделей будет функционировать глобальная торговля и международная кооперация на корпоративном и страновом уровнях.
Как сообщал REX, на фоне геополитических проблем мировая экономика разделилась на три блока. Это страны, объединённые вокруг США, Китая и неприсоединившиеся страны.
Комментарии читателей (0):