Очередное достижение российского бизнеса и экономики ознаменовалось тем, что в 2023 году сразу две российские площадки электронной коммерции, маркетплейсы Ozon и Wildberries, вошли в топ-10 крупнейших мировых площадок по количеству активных сессий. Этому способствовало несколько причин, заявил REX доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Перепелкин.
Согласно исследованию компании Data Insight, Wildberries и Ozon заняли 9-е (343 млн посещений в месяц) и 10-е (316 млн ) места рейтинга, соответственно. Лидером остаётся американский Amazon, месячные посещения которого исчисляются миллиардами. При этом во втором полугодии 2023 года российские площадки охватывали практически 80% российского рынка интернет-заказов.
Тенденция к активному росту электронных покупок в России наметилась во времена пандемии коронавируса и укрепилась в последнее время в изменениях потребительского поведения, которое спровоцировано в том числе и технологическим ростом в данной отрасли — внедрение искусственного интеллекта при обработке и формировании заказов, более эффективная автоматизация логистики, развитие маркетинговых процессов в электронной коммерции позволило добиться подобных результатов и обещает ещё большие достижения в будущем.
Так, согласно исследованиям компании OMD Group, маркетплейсы стали основным форматом шопинга у активной части населения крупных городов и городов-миллионников, где среди потребителей в возрасте от 18 до 55 проникновение маркетплейсов в потребительскую модель в 2023 году достигло 95%.
По данным той же кампании, среди участников ноябрьских распродаж 90% покупок совершилось на маркетплейсах. При этом формат этих покупок очень обширен – техника, косметика, одежда, обувь, продовольственные товары. Никогда не совершали покупки на маркетплейсах менее 5% россиян.
OZON - лидер российского рынка, который отличается универсальностью, Wildberries ориентирован на женскую и нестоличную аудиторию, Lamoda заметно популярнее среди молодых москвичей (OMD Group).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Значимость причин использования маркетплейсов меняется в зависимости от пола и возраста покупателей, но основными выступают – поиск наиболее выгодного ценового предложения, удобство оплаты и оформления заказа, а также его возврата, экономия времени, более широкий выбор.
Также нужно отметить, что маркетплейсы — это не только места покупки товаров. Большое количество россиян создало на этих площадках свой бизнес и использует их в качестве эффективного инструмента продаж и связи со своими покупателями.
Тем не менее, эти площадки сталкиваются с некоторыми трудностями — большая система требует серьёзных решений и контроля, а стремительное изменение положения и рост компаний Wildberries и Ozon отмечают и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Так, ФАС сразу после отмены правительственного моратория на проверки IT-компаний в марте 2024 года, признала доминирующее положение этих компаний на рынке маркетплейсов и выписала площадкам предупреждение за «действия, содержащие признаки нарушения закона о защите конкуренции». Каким образом такие решения и предписания скажутся на темпах роста и развития площадок, покажет время.
Как сообщал REX, в 2023 году два российских маркетплейса – Ozon и Wildberries – впервые вошли в топ-10 крупнейших мировых площадок по количеству активных сессий.
Комментарии читателей (0):