В последние месяцы разные международные экономические организации обновляют свои прогнозы роста мировой экономики в сторону их повышения, ожидая, что глобальный рост в 2024 году будет более интенсивным, чем в 2023 году, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Однако вряд ли стоит ожидать от мировой экономики резкого ускорения динамики не только в 2024-м, но даже и в 2025 году, поскольку на неё продолжают воздействовать некоторые негативные факторы.
Если рассматривать отдельные регионы, то в Европе нет почти никаких предпосылок возобновления роста. Экономика Германии, продолжая фактически находиться в рецессии и сталкиваясь со структурными барьерами роста, отрицательно воздействует на другие страны Европейского союза (ЕС), особенно те, которые теснее всего экономически связаны с Германией.
Кроме того, вряд ли можно констатировать, что негативное воздействие энергетического шока на европейскую экономику ослабло: ожидаются новые санкции в отношении российского сжиженного газа, поставки по трубопроводам через Украину находятся в зоне риска, проблема с альтернативными источниками энергоносителей в Европе до сих пор не решена (к тому же, американские поставщики газа начали увеличивать цены для Европы).
В связи с этим, инфляционные ожидания в Европе пока завышены, а инфляцию на 2024 год трудно прогнозировать. Инфляционный фактор становится ключевым риском для Европы, особенно в условиях ожидаемого снижения процентных ставок со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ).
В свою очередь, высокие и даже удивительные темпы роста США в 2023 году, скорее всего, замедлятся, поскольку в текущем году ожидается замедление роста доходов домохозяйств. В свою очередь, имеют место неприятные тенденции повторного усиления инфляции в США, и, самое важное, как и в Европе, в США остаётся высокой инфляция в сфере услуг, несмотря на то, что базовую инфляцию удалось стабилизировать.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Экономика развитых стран Европы и США в существенной степени формирует добавленную стоимость (то есть валовой внутренний продукт) в сфере услуг (до 80% экономики), поэтому инфляция в сфере услуг, даже и небольшая, становится чрезвычайно болезненной для экономического роста этих стран.
Поэтому, когда Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывает на ожидаемое снижение инфляции с 6,9% в 2023 году до 5% в 2024 году (а также ожидая, что в 2025 году инфляция вернется к целевым показателям центробанков), имеется ввиду, конечно, не инфляция в сфере услуг, а базовая инфляция. Ситуация в развитых странах остаётся напряжённой, и это во многом спровоцировано слабой управляемостью инфляции.
Кроме того, свою негативную роль продолжают играть неопределённость в отношении геополитических конфликтов, которые обусловливают повышательные оценки в отношении мировых цен на продовольственных и энергетических рынках. Сложная ситуация в мировой геополитике, риски возникновения новых военно-политических конфликтов создают много неопределённостей относительно развития международной торговли и глобальных цепочек поставок.
Соответственно, в таких условиях сложно подобрать адекватные меры макроэкономической политики, которые бы, с одной стороны, позволили стабилизировать инфляцию (как это было, например, с беспрецедентным повышением процентных ставок), а с другой – одновременно стабилизировать темпы экономического роста, не допустив рецессии.
Как сообщал REX, инфляция и усиление геополитической напряжённости на Ближнем Востоке могут подорвать рост мировой экономики. Об этом предупредили аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Комментарии читателей (0):