Перед застройщиками встал сложный вопрос - как сохранить спрос и предложение в сложившихся условиях на рынке жилья, заявила REX доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления Наталья Казанцева.
Первичный рынок жилья за последние годы давал застройщикам получать значительную выгоду в последние годы, в том числе, за счёт развития льготной ипотеки.
Но повышение ключевой ставки ЦБ РФ и снижение доли льготной ипотеки заставляют строительные организации пересмотреть свои бизнес- процессы с целью сохранения спроса.
Проекты сужаются или прекращаются полностью. Например, в рамках жилого комплекса достраиваются отдельные корпуса, пересматриваются программы проектного финансирования, снижается доля долевого строительства из-за отмены НДС.
Всё это делается, чтобы снизить цену квадратного метра в новостройках, на которую влияют расходы на земельный участок, условия проектного финансирования, налоговая нагрузка и другое.
Доминируют в этих расходах стоимость строительства из-за существенного удорожания строительных материалов и стоимость заёмного капитала из-за повышения ключевой ставки ЦБ, поэтому к их сокращению, прежде всего, будут стремиться девелоперы. Это не значит, что они будут резко снижать предложение, что грозит уходом с рынка.
Исследуя рынок, можно констатировать, что спрос на элитную недвижимость возрос в столичных городах, то есть у потребителей увеличиваются требования к изменениям конструкции жилых объектов и размещения в экологическом и инфраструктурном плане.
У строительных организаций есть возможность реализовать региональные строительные программы. Также будут открываться льготные ипотечные программы, как для отдельных категорий, так и для отдельных регионов.
Работая с минимальной прибылью, девелоперы надеются пережить период до снижения ключевой ставки ЦБ РФ, когда рыночная ипотека будет доступной и спрос стабилизируется.
Как сообщает REX, в России замедлились темпы сдачи жилья застройщиками. «Коммерсант» писал, что причиной тому стали ограниченная активность покупателей, выросшая стоимость кредитов для организаций и риск затоваривания.
Комментарии читателей (0):