Торговый конфликт между США и Китаем длится уже с 2018 года, и в настоящее время нет никаких признаков того, что достигнутый уровень эскалации в экономических отношениях между странами будет снижаться, заявил REX и. о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
И Китай, и США в новых условиях геополитической конкуренции стремятся к глобальному лидерству и доминированию. Вместе с тем, несмотря на ухудшение торгово-инвестиционных связей двух стран, в мире, пожалуй, нельзя больше назвать таких игроков, которые бы так сильно экономически зависели друг от друга.
В частности, эта зависимость выражается не только в поставках критически значимых товаров и технологий, но и во взаимосвязанности двух стран по основным каналам ключевых глобальных цепочек создания стоимости.
Иными словами, сформированная в предыдущими десятилетиями встроенность США и Китая в глобальные цепочки по существу является необратимой. И в ряд ли обе страны будут стремиться к нарушению сложившегося уклада.
Очевидно, что ключевым мотивом агрессивной политики США по отношению Китая является укрепление глобальной конкурентоспособности американской экономики, которая в последние годы явно снижается. США стремятся ликвидировать огромный и хронический дефицит торговли с Китаем (и дефицит внешней торговли в целом).
Для этого, США, во-первых, поддерживают усилия своих транснациональных корпораций, чтобы они покинули Китай, а во-вторых, вводят все новые таможенные пошлины в отношении китайского экспорта в США.
Инициированная ещё во времена президентства Д. Трампа торговая война США в отношении Китая проявлялась в основном в виде жёстких пошлин для китайского экспорта, которые фактически были переложены на потребителей в США, хотя при этом дефицит в торговле с Китаем резко снизился, не снижая совокупный дефицит внешней торговли США в целом, который, напротив, стал рекордным.
Это произошло потому, что при сокращении китайского экспорта (ввиду пошлин на него) резко вырос импорт из стран, тесно связанных с Китаем по региональным цепочкам поставок (например, Вьетнама и Малайзии).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Политика Джо Байдена в свою очередь не была нацелена на тарифах в торговле, а в больше мере охватывала разные аспекты политического сотрудничества с союзниками (против Китая), меры контроля над экспортом технологий, акцент на стимулировании внутренних инвестиций и диверсификации глобальных цепочек создания стоимости без участия Китая.
Однако тарифы для китайского экспорта, введённые при Трампе, не были снижены, и сегодня мы видим новые протекционистские настроения США, которые вновь возвращаются к тарифам в торговле с Китаем. Хотя дефицит торговли США с Китаем в 2023 году стал минимальным с 2010 года, это, скорее, стало следствием замедлением экономического роста в Китае.
В целом, торгово-политическая стратегия США в отношении Китая остаётся неопределенной, и непонятно, какие инструменты являются наиболее эффективными, однако, по мере усиления технологической конкуренции двух стран, США будут предпринимать всё новые усилия, нацеленные на ограничение китайского экспорта.
Как сообщал REX, США могут ввести новые пошлины на экспорт из Китая, в частности, в отношении зелёных технологий, заявила министр финансов США Джанет Йеллен..
Комментарии читателей (0):