Мировая экономика уже на протяжении двух лет после пандемии коронавируса продолжает находиться в замедленном состоянии, поскольку нынешние геополитические конфликты усугубляют динамику её развития, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Если за два десятилетия, предшествовавшие 2020-му году, средние темпы роста мировой экономики составили 3,8%, то, по прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) средний темп роста в 2023-2025 гг. будет находится в диапазоне 3,1-3,2% (к слову, прогнозы Всемирного банка ещё более пессимистичны).
Можно в целом сказать, что мировая экономика продемонстрировала устойчивость в условиях беспрецедентной глобальной инфляции, однако в целом глобальный рост остаётся вялым. Так, международная торговля – один из основных двигателей роста – растёт в два раза медленнее, чем до пандемии.
В развитых странах жёсткая монетарная политика, направленная на борьбу с инфляцией, сильно замедлила экономическую динамику, и лишь экономика США продолжает демонстрировать устойчивость роста. Считается, что основными факторами роста в США будут более простые (по сравнению с другими странами) финансовые условия, а также растущие потребительские расходы (за счёт сбережений, накопленных в период пандемии).
В Германии экономический рост и вовсе стал отрицательным, поскольку (как и в некоторых других странах Европы) дополнительным шоком стало негативное влияние энергетического кризиса, которое привело к частичной деиндустриализации экономики. В свою очередь, рецессия в экономике Германии оказала отрицательное воздействие на экономическую динамику других стран ЕС.
Таким образом, видно, что вклад развитых стран в глобальный экономический рост (с учётом того, что и ранее он был невысоким) становится ещё более вялым. Продолжающиеся перебои в глобальных цепочках поставок, высокие инфляционные ожидания и нестабильность инфляции сохраняют перспективы экономического роста развитых стран неопределёнными.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В группе развивающихся стран дела обстоят несколько иначе, но в целом прогнозируется, что темпы роста экономики в данной группе стран в 2023-2025 гг. не уйдут из диапазона 4-4,2%, то есть в целом останутся стабильными. Если брать срез крупнейших экономик, то в Индии рост останется более стабильным (около 6,5-6,7%), однако в Китае он снизится с нынешних 5,2% до 4,1%.
Дают о себе знать накопившиеся проблемы в секторе недвижимости Китая, дефляционное давление и замедление внешней торговли Китая. Поэтому основной целью Китая на ближайшее время будет параллельное сокращению предложения наращивание потребительских расходов.
В целом, в ближайшие годы именно крупные развивающиеся страны будут определять глобальный рост, и именно за счёт этих стран, в частности, удалось избежать глубокой рецессии мировой экономики в целом, которая была ожидаема на фоне жёсткой монетарной политики.
Если инфляция в ключевых странах будет и далее приближаться к целевым показателям, это даст мощный стимул для ускорения экономического роста, позволяя снижать процентные ставки и перезапускать инвестиционные процессы, одновременно ослабляя девальвационное давление на валюты многих стран.
Как сообщает REX, Индия в 2028 году может стать первой страной в мире по росту внутреннего валового продукта (ВВП) и главным драйвером развития мировой экономики. Ежегодный рост ВВП Индии по оптимистичному прогнозу к концу текущего десятилетия может достичь 9%.
Комментарии читателей (0):