Тревожные тенденции наблюдаются в политике США на китайском направлении. Все более жесткое противостояние в военной сфере, эпицентром которого в последнее время считалось Южно-Китайское море (ЮКМ), дополнилось инцидентом в Пусанском проливе, где береговая охрана Южной Кореи перехватила судно с китайско-индонезийским экипажем, следовавшее транзитом через Китай в Россию из КНДР. Капитану корабля – гражданину КНР – предъявили обвинение в нарушении режима санкций. Подробности пока не сообщаются, но и без этого понятно, что США, которые и инициировали операцию против корабля, прикрыв ее предлогом «взаимодействия» с Сеулом, изо всех сил ищут поводы скомпрометировать сотрудничество в треугольнике Россия – Китай – КНДР. Масла в огонь подлил и генсек НАТО Йенс Столтенберг, который в интервью британской BBC набросился как раз на взаимодействие в Евразии между Москвой, Пекином, Пхеньяном и Тегераном. Подводя итог заседанию глав МИД стран НАТО, он подчеркнул важность «встречного», то есть антиевразийского, укрепления связей альянса с приглашенными на встречу руководителями дипломатии сателлитов Вашингтона в АТР – Южной Кореи, Японии, Новой Зеландии и Австралии.
Именно этим [сближением союзников США в Европе и АТР] мы и занимаемся, чтобы противостоять усилившемуся альянсу авторитарных государств, заключил Столтенберг.
Параллельно США стараются договориться с Китаем, чтобы снизить градус разногласий в торгово-экономической сфере. С продолжительным, шестидневным визитом в Китае находится глава американского минфина Джанет Йеллен; на юге страны, в Гуанчжоу, она провела встречу с вице-премьером Госсовета Китая, курирующим экономику, — Хэ Лифэном, а в Пекине Йеллен принял премьер правительства Ли Цян. Примирительная риторика, особенно с американской стороны, не смогла затушевать серьезных разногласий, которые связаны с протекционистской политикой американских финансовых и торговых властей. Обо всех этих хитросплетениях двусторонних отношений, и о том, как они влияют на ситуацию в мире, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На китайском направлении Вашингтон продолжает практику сочетания нажима с попытками создать видимость нормального диалога, которого как не было, так и нет, считает эксперт. По сути повторяется, только на значительно более серьезном уровне международной напряженности, прошлогодняя ситуация. В ноябре 2022 года лидеры Китая и США – Си Цзиньпин и Джо Байден – встретились на Бали, на полях «двадцатки», вроде поговорили, но после этого ничего не изменилось. В особенности политика США, рассчитанная на то, чтобы продвигать американский миропорядок «на правилах», подтянув Китай в качестве «младшего партнера». Разумеется, Пекин это не устраивает, поэтому председатель Си очень долго размышлял, ехать ли на следующую встречу в Сан-Франциско, уже в ноябре 2023 года. Поехал, поговорили, договорились разблокировать ряд диалогов, замороженных Китаем после беспрецедентной провокации с визитом на Тайвань экс-спикера палаты представителей Нэнси Пелоси. Был создан ряд рабочих групп – по борьбе с наркотиками, по искусственному интеллекту, возобновилась линия связи военных ведомств. Практически же опять: никаких перемен. Инструмент диалога, и именно это показывает визит Йеллен, используется для поддержания видимости нормализации, она так и сказала в Пекине:
Хотя нам еще многое предстоит сделать, я считаю, что за последний год мы поставили наши двусторонние отношения на более стабильную основу.
«Победные» реляции американской финансовой акулы, возглавлявшей в свое время ФРС, никак не затмили претензий к США, высказанных ей Хэ Лифэном по поводу «усиливающихся рестрикций Вашингтона в торгово-экономических отношениях». Эти ограничительные меры вызывают в Пекине озабоченность потому, что никак не вяжутся с принципом равноправия, создавая впечатление, что американской стороне переговоры нужны ради переговоров, а в продвижении реальных компромиссов она не заинтересована. Такое мнение подпитывает и сама Йеллен, которая, несмотря на получение от Хэ Лифэна исчерпывающего ответа о китайских производственных мощностях, которые США считают «избыточными», снова поставила этот вопрос уже перед Ли Цяном, заявив попутно, что считает встречу в Пекине «откровенной и продуктивной». Все эти маневры со стороны США вызывают вопросы, а с ними и непонимание китайской стороны, констатирует политолог.
Настоящая же причина такого поведения Вашингтона, повторим, в неготовности воспринимать Китай равноправным партнером, ибо у США нет никакого другого видения будущего, кроме сохранения американской гегемонии. Китай с этим не согласится, в США это понимают. Значит, следует затягивать время, имитируя содержательные контакты в экономике, под прикрытием которых готовить переход к военно-политической конфронтации. И захват китайского судна, курсировавшего между КНДР и Россией, явно рассчитан, с одной стороны, на устройство скандала, коль скоро речь зашла о «нарушении санкций». С другой стороны, расчет делается на поддержание такого градуса китайско-американской напряженности, который можно было без особых объяснений «конвертировать» во внезапное и быстрое дальнейшее ухудшение отношений, вплоть до военной эскалации, считает Павленко. Сказал же Столтенберг британскому интервьюеру загадочную фразу о России, которая якобы «продает свое будущее» Китаю и, кроме того, транжирит свои военные технологии на помощь Тегерану и Пхеньяну «в обмен на военную технику и боеприпасы». Сказал, разумеется, как всегда, не утрудив себя приведением доказательств. Кстати, оговорка про Фрейду, которая соответствует западным канонам политической «культуры». Не умея мыслить категориями равноправного диалога, генсек НАТО убежден, что «продавать будущее» Москва должна строго Вашингтону, уточняет эксперт.
Куда больше определенности в той сфере, где бряцают оружием. США активно провоцируют Китай не только у берегов Южной Кореи, но и в ЮКМ, которое Пекину служит важнейшим оборонительным «предпольем» на подступах к протяженному океаническому побережью. А для США оно – пространство для демонстрации великодержавных амбиций. Непонятно, как иначе расценить угрозу командующего 7-м флотом ВМС США ударить по Китаю, если о помощи в рамках двустороннего договора о безопасности Вашингтон попросят Филиппины. А попросят они, дает военачальник установку властям Манилы, в том случае, если кто-то из филиппинцев погибнет в ходе инцидентов, которые филиппинская сторона с подачи США почти ежедневно провоцирует в ЮКМ в районе архипелага Наньша (Спратли), обращает внимание Павленко.
Подчеркнем, добавляет он, что все это происходит опять-таки на фоне не только поездки Йеллен в Китай, но и гавайских двусторонних консультаций НОАК и вооруженных сил США по поводу недопущения «незапланированных» военных инцидентов. Вашингтонское фарисейство, когда языком рассуждают о путях предотвращения конфронтации, а руками в тот же самый момент ее нагнетают, подводя двусторонние отношения к грани, за которой вооруженный конфликт, побудило китайскую делегацию заявить, что:
КНР будет твердо защищать свои территориальный суверенитет, права и интересы на море, поддерживать мир, стабильность и процветание в регионе. …Вопросы, касающиеся защиты кораблей и самолетов Китая, неразрывно связаны с национальной безопасностью.
Создается устойчивое впечатление, что концепция так называемой «стратегической двусмысленности», которую Вашингтон, не стесняясь, использует против Пекина в тайваньском вопросе, теперь начинает распространяться и на более широкий спектр тем. Это тревожная тенденция, которая свидетельствует о курсе США на разжигание в АТР крупного «горячего» конфликта, резюмирует обозреватель REX.
Комментарии читателей (1):
Вашингтон насаждает свои "правила", ведет как новоиспеченный гегемон. Стремится к мировому господству, совсем как германские фашисты.
Не нужно бояться так и говорить. Нельзя ни в коем случае переходить в инфоромационную оборону. Сядут на шею окончательно.