В условиях тех сложностей, с которыми столкнулось сельское хозяйство стран Европейского союза (ЕС) в последнее время (например, негативное воздействие энергетического кризиса), он будет всячески ограждать свой рынок от импорта зерновых по демпинговым ценам, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
В отношении России уже анонсировано повышение пошлин до «грабительского» уровня в 50%. Что касается Украины, то вряд ли беспошлинный импорт зерновых из этой страны будет продолжен. Скорее всего, даже если не будут введены заградительные пошлины, будет использоваться какой-либо механизм нетарифного регулирования (в виде, например, квот). С одной стороны ЕС хочет продолжать показывать солидарность с Украиной, с другой – нужно успокоить беспорядки и забастовки фермеров по всей Европе.
Получается неоднозначная ситуация, когда режим либерализации торговли с Украиной ЕС продлевается до середины 2025 года, однако сельское хозяйство ряда стран очень чувствительно к этому и не может выдержать конкуренции с более дешёвым украинским зерном. Поэтому для таких стран, как Польша, Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария необходимы определённые послабления относительно режима либерализации.
Таким образом, ЕС постепенно вводит ограничения на дешёвый украинский беспошлинный импорт сельскохозяйственной продукции, хотя пока ЕС и заявляет, что пошлины будут применяться, если объёмы импорта будут превышать средние значения 2022-2023 годов. Тарифные льготы, скорее, продолжат применяться лишь для той украинской продукции, которая не является значимой для европейского рынка.
С другой стороны, необходимо принимать во внимание, что доступ украинских зерновых к своим традиционным рынкам сбыта (до начала конфликта – странам Ближнего Востока и Африки – закрыт. Украинское зерно идёт транзитом через Европу, но по факту это вовсе не транзит, поскольку продукция оседает на внутренних рынках стран ЕС, сильно ударяя по местным производителям.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вместе с тем, если посмотреть на правила ЕС, то его законодательство требует от всех стран использования единых мер торговой политики, и применение односторонних мер требует жёсткого юридического обоснования. Например, Польша это обосновывает справедливыми соображениями безопасности, Словакия – качеством украинской продукции (превышением в ней норм вредных веществ).
В любом случае, ЕС исходит из того, что такие меры должны быть временными, поэтому Польша, Словакия и Венгрия постоянно были обеспокоены тем, что они могут быть отменены. Руководство ЕС хочет продолжать демонстрировать, что Украина имеет солидные преимущества от неквотируемого и беспошлинного доступа к аграрным рынкам (то есть такого же режима, который применяется к странам-членам ЕС).
Однако в целом нынешняя ситуация с сельскохозяйственным импортом в очередной раз подтверждает, как далеко находится Украина от того, чтобы когда-нибудь (пусть даже теоретически) стать членом ЕС.
Как сообщает REX, Венгрия не допустит беспошлинного ввоза зерна из Украины на свою территорию и оставит в силе односторонний запрет на его поставки, если Евросоюз не решит эту проблему, заявил министр сельского хозяйства страны Иштван Надь.
Комментарии читателей (0):