Президент Египта Хосни Мубарак 11 февраля ушёл в отставку после более 18 дней массовых антиправительственных протестов и беспорядков, унёсших жизни не менее 300 человек, передав бразды правления страной Высшему совету вооружённых сил, который возглавляет министр обороны генерал Мохаммед Тантави.
Власти Швейцарии ещё 11 февраля вечером приняли решение незамедлительно заморозить все банковские счета, которые могут иметь отношение к ушедшему в отставку президенту Египта Хосни Мубараку. Новость об уходе президента и победе революции вызвала невиданную радость на площади Тахрир, где собрались сотни тысяч людей. «Свобода! Свобода! Египет — свободен!», — кричали они. «Аллах услышал нас! — кричали в толпе. — Мы победили, добились своего! Власть теперь в руках народа и править отныне должен тот, кого выберет народ». Миллионы египтян в эту ночь так и не сомкнули глаз. Кто-то молился прямо на улице, другие забирались на танки, чтобы пожать руки солдатам. Египтяне все вместе отмечали общую победу. Высший совет вооружённых сил, запретил соратникам бывшего президента Хосни Мубарака покидать пределы страны, сообщает агентство Associated Press. В аэропорту Каира подтвердили, что получили список лиц, которым запрещено пересекать границу без разрешения.
Что же дальше? Эксперты ИА REX представили своё видение развития дальнейших событий.
Так, по мнению американского публициста и общественного деятеля Михаэля Дорфмана, уход Хосни Мубарака мало что меняет: «Чем дальше, тем меньше авторитета остаётся у режима. На место Мубарака пришёл мубарак № 2, убийца и заплечных дел мастер, глава местной гебни Омар Сулейман. СМИ полны подробностей об этом друге США и Израиля. Приведу лишь одну. Когда его друзьям в США понадобилось ДНК исламистского оперативника Ал-Завахири, то Сулейман ответил, мол, нет проблем, у нас в тюрьме его брат... Западу будет вовсе не так легко поддерживать его. И дело не только в том, что Сулейман участвовал в убийствах и пытках. Хуже то, что его пыточные способы сбора информации ещё больше запутали Запад. Оказалось, что США не имеет хорошей информационной сети в Египте. Американцы смотрели на происходящее глазами Сулеймана и его охранников. А поэтому проморгали самое главное. Не поможет и военный переворот. Американский закон запрещает помощь правительству, пришедшему к власти путём военного переворота. Если египетские генералы явно возьмут власть, то плакали (на какое-то время) 2 млрд в год, которые шли на подкуп египетской армии и на сохранение существующего порядка. Настроения в США сегодня такие, что провести деньги через Конгресс не удастся. Только вчера левые демократы при неожиданной поддержке 26 представителей от „чайных партий“ провалили несколько важных пунктов „Патриотического акта“. Они сочли ограничения свободы, содержащиеся там, неконституционными. А уж если речь пойдёт об экономии денег налогоплательщика, идущих за границу, то тут коалиция окажется куда более широкой».
Дорфман полагает, что любое силовое решение в Египте вряд ли поможет: «Сила, как калории: когда их слишком много, они разрушают организм, а когда их слишком мало, организм разрушается сам. В Египте всё достигалось силой и страхом. Когда народ ломает барьер страха, то сила перестаёт помогать и обращается против тех, кто её применял. Ведь не удалось вывести на улицы погромщиков для разгона демонстрантов. На глазах разваливается правящая Национально-демократическая партия, бывшая костяком режима Мубарака. Из подчинения вышла казённая Египетская федерация профсоюзов, рабочие поддержали демонстрантов и стране грозит всеобщая забастовка. Можно понять, что Америка держится за Сулеймана не из большой любви. Он слишком много знает, чтобы им пожертвовать. Если Сулейман заговорит, то это куда убойней, чем все документы WikiLeaks и „палестинские бумаги“ Аль-Джазиры».
«Разумеется, у американских и израильских друзей Сулеймана компромата на него куда больше, чем достаточно. Однако этот компромат имеет силу лишь в том случае, если Сулейман усидит в кресле президента. Судя по всему, это совсем не то, чего хочет египетский народ. Египетский народ просто перестал верить режиму Мубарака, и никакие косметические изменения не помогут. Если Мубарак с Сулейманом, в отличие от волшебника из детской песенки, превращавшего вино в воду, действительно хотят сослужить службу своему народу, то у него совсем мало времени. От силы 24 часа, может быть, 48 часов. За это время им надо представить народу широкое коалиционное правительство, включающее все общественные силы Египта, объявить конец режима Мубарака, отмену чрезвычайного положения, реальные демократические реформы, выборы под надзором международных наблюдателей. По сути, египетский народ уже победил. Египтяне сейчас гордятся собственной страной, собственной победой. И если демократические изменения произойдут мирно и демократически, то это станет кошмаром для террористов из Аль-Каиды и крахом всего воинственного джихадизма. Если же египетскому народу не дадут реализовать свою победу, это станет кошмаром для всех нас», — подчеркнул эксперт.
Политконсультант Анатолий Вассерман надеется, что передача власти вооружённым силам возымеет то же действие, что и в Турции — возрождение безоговорочной светскости государства и устранение возможностей превращения предрассудков народных низов в деяния власти.
Израильский журналист Даниэль Штайсслингер уверен, что власть у военных — это неплохо, у них со здравым смыслом всё в порядке. Вопрос в том, удержат ли они власть. Он полагает, можно было бы делать какие-то прогнозы, если бы в США президентом был не Обама, а с ним открыты все возможности, включая самые худшие.
По мнению первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука, Вашингтон сделал ошибочный выбор преемников власти в Египте. «Попытка удержать военными стратегический Суэцкий регион — это неточный ход. Солдаты толпу не накормят и не оденут. Экс-глава МАГАТЭ, один из лидеров египетской оппозиции Мухаммед аль-Барадеи был бы, для US, более тонким вариантом», — полагает политолог.
Комментарии читателей (0):