Инфляция в Турции разогналась с 38,2% в июне 2023 года до 67% в феврале 2024 года. Гиперинфляция (4,5% в месяц) ложится тяжёлым грузом на плечи большей части населения, растёт индекс потребительских цен, обесценивается национальная валюта, заявила REX доцент кафедры институциональной экономики Государственного университета управления Светлана Сазанова.
Инвесторы избегают стран с гиперинфляцией, поскольку уже при росте общего уровня цен свыше 2,5% в месяц высоки риски потери реального чистого дохода от инвестиций.
Вывод капитала с банковских счетов, продажа долей в компаниях - обычная практика в условиях гиперинфляции - может вызвать «эффект заражения» и перекинуться из Турции на другие развивающиеся рынки и вызвать уже на них аналогичные последствия.
Принято считать, что от гиперинфляции выигрывают экспортёры и государство, а импортёры проигрывают. Выручка экспортёров в национальной валюте растёт, увеличиваются доходы государственного бюджета за счёт экспортных пошлин и налогов.
Но в реальной экономике всё сложнее. Турецкие компании экспортируют железо, сталь, одежду, текстиль, бытовую технику, но они же импортируют машины и оборудование, топливо и другие товары.
Турция является страной нетто-импортёром с 1947 года, то есть все эти годы её импорт превышает экспорт. Торговый баланс Турции дефицитен со многими странами, в том числе и с Россией. Экспорт товаров из России в Турцию в 2023 году в четыре раза превысил импорт турецких товаров в Россию.
Гиперинфляция в Турции может стать фактором, сдерживающим развитие торговых отношений наших стран, тем более, что Банк России поставил цель снижения инфляции, а импортированная из Турции инфляция будет этому препятствовать.
Меры Центрального Банка Турции по обузданию инфляции, а именно: повышение учётной ставки до 50% годовых вполне оправданы.
Почему же ЦБ Турции позволил инфляции так разогнаться? Почему не принимал превентивные меры?
Проблема в том, что президент Турции, Реджеп Эрдоган, придерживается точки зрения, что низкие учётные ставки стимулируют экономику и этот эффект перевешивает угрозу инфляции. Противостояние монетарных властей и президента Турции не позволяло оперативно реагировать на раскручивание инфляционных процессов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но отчасти Эрдоган прав: практика жёсткой монетарной политики в 2022-2023 годах привела к снижению роста валового внутреннего продукта Турции с 11,4% в 2021 году до 4,5% в 2023 году. Инфляция же в этот период постоянно росла.
Существенный вклад в турецкую гиперинфляцию внесла инфляция мировая, особенно рост мировых цен на зерно и энергоносители.
Очевидно, что Турции необходим комплекс мер оздоровления экономики в целом, с целью снижения зависимости национальной экономики от импорта и импортированной инфляции.
Как сообщал REX, Центробанк Турции повысил учётную ставку с 45% до 50% годовых, говорится в официальном заявлении регулятора.
Комментарии читателей (0):