Во Львове установят новую мемориальную доску выдающемуся украинскому политическому деятелю, соорганизатору дивизии «Галичина» Дмитрию Палиеву. По данным ZAXID.NET, доска будет установлена на фасаде дома на улице В. Винниченко, 8. Однако эксперт ИА REX по истории преступлений фашизма на Украине, лауреат премии имени Ярослава Галана, автор книги «Пешки в чужой игре. Страницы к истории украинского национализма» Мирослава Бердник уверена, что это имя не стоит того, чтобы его увековечили, и указывает на несоответствия: «Никаким организатором дивизии „Галичина“ Палиев не был. Дмитрий (Дмитро) Палиев (17 мая 1896 — 20 июля 1944 года) член УСС, подхорунжий (фельдфебель), лейтенант УГА, один из основателей УВО, в 1925 году — один из основателей УНДО, в 1928-1930 годах член II созывa Польскоro сейма, в 1930-1933 годах неоднократно арестовывался польской полицией, в 1938 году откололся от УНДО и создал партию ФНЕ, в 1939-1943 годах работал журналистом в различных изданиях. Погиб под Бродами 20 июля 1944 года. Входил в состав штаба дивизии (сектор разведка/контрразведка) в звании ваффен-rауптштурмфюрера. Выступал в роли переводчика Гиммлера».
Она подчеркивает, что есть документальное подтверждение его работы с Гиммлером. «16 мая 1944 года в Нойхаммер в расположение дивизии с двухдневным визитом прибыл Гиммлер. Он в сопровождении Вехтера и Фрейтага осмотрел артиллерийскую батарею в действии, зенитную батарею, проведшую учебные стрельбы по наземным и воздушным целям, а также действия минометных и пулеметных расчетов. Во второй день инспекции Гиммлер посетил все специальные части дивизии: ветеринаров, медицинскую часть, саперов и связистов. Перед отъездом рейхсфюрер ее собрал практически всех полковых и батальонных командиров и офицеров их штабов на совещание. На этом совещании присутствовали и Гиммлер, и Фрейтаг, и Хейке. Гиммлер произнес речь, которую переводил для присутствующих украинских офицеров ваффен-гауптштурмфюрер Палиев», — рассказала Мирослава бердник.Она обращает внимание, что в своей речи Гиммлер затронул несколько очень важных моментов:
1) Он подчеркнул, что ему известно недовольство украинцев в отношении наименования дивизии «галицийская», а не как хотели бы украинцы «украинская». Однако это название обозначает часть украинской земли, откуда набраны члены дивизии, и это сделано по примеру Германии, где есть немцы родом из Померании — померанцы, и все, что с этим связано, именуется «померанское», или родом из Баварии — баварцы и «баварское».
2) Гиммлер особо подчеркнул, что не делает разницы между немецким и украинским офицером. Ему важно, насколько командир хорош и «как он руководит батальоном, не проливая понапрасну кровь, приведет ли он батальон к победе или поражению».
3) Для Гиммлера будет лучшей нагpадой, если каждый из 250 членов дивизии, посланных им в офицерские школы, cтaнeт офицepом и будет служить в любой европейской дивизии войск СС.
4) Гиммлер сказал, что он был бы крайне популярным человеком, если бы приказал украинцам убить всех поляков вокруг, но он на это не пойдет.
5) Рейхсфюрер призвал к укреплению боевого братства между немцами и украинцами, между офицерами и среди рядового состава, да и не только в дивизии.
В ответ ваффен-гауптштурмфюрер Палиев произнес речь, в которой призвал Гиммлера «не натравливать поляков на нас, а нас на поляков». (Цитата по: Наврузов, Б.Р. 14-я гренадерская дивизия СС «Галиция» — М.: Вече, 2010г.).
Комментарии читателей (0):