После встречи в рамках Мюнхенской конференции по безопасности премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева при участии (или посредничестве) канцлера Германии Олафа Шольца вроде бы появился шанс для дальнейшего продвижения застопорившегося мирного процесса между Ереваном и Баку.
Тем более, что ситуация усугублялась недавним военным инцидент на границе, который в случае продолжения мог бы перечеркнуть все усилия сторон на этом направлении.
В Мюнхене Пашинян заявил, что в скором времени состоится встреча руководителей МИД двух стран «с целью обсуждения и согласования текста мирного договора», вслед за чем продолжатся обсуждения по делимитации и демаркации. Правда, место встречи и сроки не обозначалось.
Но вот стал обрушиваться ворох событий. Председатель Европейского совета Шарль Мишель провел телефонный разговор с Пашиняном, в котором они обсуждали в том числе и вопросы урегулирования армяно-азербайджанских отношений, что наводит на мысль, что встреча глав МИД Азербайджана и Армении может состояться на брюссельской площадке. Затем секретарь Совбеза Армении Армен Григорян сообщил, что стороны «работают по организации встречи лидеров двух стран». При этом он также сообщил, что Ереван получил от Баку очередной пакет предложений по мирному договору, который «будет обсуждаться в ближайшее время на встрече глав МИД двух стран». Содержание этих предложений, как всегда, не раскрывается, но указывается, что еще 4 января Армения отправила свой вариант проекта мирного договора. Позже министр глава МИД Армении Арарат Мирзоян констатировал, что Азербайджан отказывается возобновлять переговоры с Арменией на действующих площадках, но не от переговоров. К чему такая «конспирология», и что вообще происходит во взаимоотношениях между Баку и Ереваном? Об этом размышляет обозреватель REX Станислав Тарасов.
«В данном случае напрашиваются некоторые выводы промежуточного свойства. Мюнхенская встреча Алиев - Пашинян становится источником какого-то нового импульса в переговорном процессе между сторонами. Второе: видимо, стороны сменили или меняют переговорную повестку и готовят новую редакцию текста мирного договора, без учета прежних замечаний и пожеланий России. Но это продолжение переговорного процесса, начатого еще осенью 2022 года, когда Алиев заявил, что подписать такое соглашение реально «в течение нескольких месяцев». С тех пор все находится в подвешенном состоянии, хотя стороны продолжают обмениваться предложениями по мирному договору. Третье: по всем признакам, переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном приобретает новые формы. Он выходит уже за сферу компетенций двух стран, поскольку стали затрагиваться проблемы, входящие в зону интересов многих внешних игроков, России, Турции, Ирана, а также некоторых западных партнеров Армении. Так Франция и США демонстрируют готовность поддержать позицию Еревана по мирному договору. Что касается России, то от нее не поступает новых предложений, и она призывает вернуться к прежним достигнутым договоренностям», — отметил Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вообще, закрытая дипломатическая «игра» сторон содержит в себе много смыслов и загадок, рассуждает эксперт.
«При этом нельзя исключать сценария, по которому Запад станет более активно склонять Баку и Ереван к еще большему ослаблению позиции Росси в Закавказье. Например, встанет вопрос о членстве Армении в ОДКБ и нахождении в стране российской военной базы и пограничников. Наверное, не случайно известный бакинский эксперт Расим Мусабеков заявляет, что «как только Ереван нормализует отношения с Баку и Анкарой, российским пограничникам укажут на дверь». Параллельно в Армении активизируется движение с требованием к Пашиняну уйти в отставку. Пашинян запутал и себя и пытается путать других. Пока все встречи сторон имели одну общую синергию успокаивающего свойства. Поэтому как дальше будут развиваться события, говорить сложно», — подчеркивает Тарасов.
Комментарии читателей (0):