Министерство иностранных дел Афганистана сообщило, что не примет участия в запланированной встрече в Дохе под председательством генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. И.о. главы МИД Амир-Хан Муттаки заявил, что «Исламский Эмират (так талибы (организация, запрещённая в России) называют своё правительство) заявил о готовности присутствовать на встрече только при условии, если «будет участвовать в качестве единственного официального представителя Афганистана». Но в этом ему отказано.
Напомним, первая такая консультативная встреча под эгидой ООН проходила в мае прошлого года за закрытыми дверями в Дохе, столице Катара, без присутствия представителей правительства талибов (организация, запрещённая в России), хотя заявлялось, что речь идёт «о достижении диалога с Кабулом». Как и следовало ожидать, диалог без Кабула, но о Кабуле не дал заметных результатов. Талибы (организация, запрещённая в России) так и не сформировали коалиционное правительство с включением в его состав представителей других этносов и политических сил, было объявлено о запрете политических партий в Афганистане, отмечались серьёзные нарушения международных обязательства в области прав человека, в том числе в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В этой связи возникает вопрос: а что практически даст вторая такая встреча в Дохе, вновь без участия представителей «Исламского Эмирата»? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Правительство талибов (организация, запрещённая в России) добиваются международного признания. Оно заявляет, что продолжает усилия «по укреплению политических, административных, экономических и социальных основ системы, а также безопасности». Кроме того, талибы (организация, запрещённая в России) констатируют, что «добились хорошего прогресса в отношениях со странами региона, на двусторонней основе», — отметил Тарасов.
Одним словом, это сейчас реальная де-факто существующая в стране политическая сила, отметил обозреватель.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
"Они также готовы вступить в диалог с теми, кого ООН считает представителями гражданского общества, включая группы женщин. Но только в статусе единственных официальных представителей Афганистана. Такой перспективы пока не просматривается и поэтому заявленная ООН цель второй встречи «достижение понимания, разделяемого международным сообществом», и о том, «как взаимодействовать с движением «Талибан» (организация, запрещённая в России), проваливается", — отметил Тарасов.
Любая встреча по Афганистану без участия афганского правительства неэффективна и контрпродуктивна, заявил и представителя МИД страны Абдул Кахара Балхи.
Правда, официальный представитель госдепа США Мэтью Миллер сообщил, что Вашингтон назначает специального посланника при ООН по Афганистану, а сама ООН тоже намерена определить своего специального представителя, что говорит о намерениях продолжать диалог с Кабулом в других форматах, продолжает Тарасов. Напомню, что в декабре прошлого Генеральная Ассамблея ООН одобрила во второй раз отсрочку принятия решения о том, признавать ли администрацию афганских талибов (организация, запрещённая в России), разрешив им направить посла в ООН. В документе также говорится, что Кабул регулярно обсуждал с ООН, с западными странами, и особенно с США по нескольким каналам вопросы отмены санкций, чёрных списков, а также разблокирования резервов Банка Афганистана. Но безуспешно.
"Пока налицо сценарий действий внешнего «демократического воспитания» Афганистана. Проблема в том, что Запад не желает видеть по соседству два режима - в Иране и в Афганистане, построенных на конфессиональных основах, с включением их в общий исторический контекст. Некогда обе страны входили в единую Персидскую империю, имеют значительное влияние ислама, что делает их ключевыми акторами в регионе. Правда, между ними есть противоречия в геополитических стратегиях и интересах, но они при определённых условиях могут исчезнуть", — рассуждает Тарасов.
Ситуация в регионе действительно меняется.
"Признание китайским правительством в начале февраля официального кабульского представителя в Пекине не является случайным актом. Правительство Си Цзиньпина стало первым в мире, принявшим верительную грамоту чрезвычайного и полномочного посла от представителя этого самопровозглашённого государства Среднего Востока. Такой шаг Пекина говорит о том, что он ведёт самостоятельную игру на афганском направлении, что даёт возможность Кабулу для некоторого внешнего маневрирования. Если дела так пойдут и дальше, то не исключено, что Кабул скоро будет выведен из международной изоляции на официальном уровне", — подчёркивает Тарасов.
Комментарии читателей (0):