В Баку по приглашению Центральной избирательной комиссии Азербайджана прибыла миссия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) для наблюдения за внеочередными президентскими выборами в Азербайджане, назначенными на 7 февраля.
Ее возглавляет генеральный секретарь ШОС Чжан Мин. Это не первое участие наблюдателей от этой структуры в наблюдении за избирательными кампаниями в Азербайджане. Но сейчас миссия ШОС особенно бросается в глаза на фоне отказ Баку приглашать наблюдателей ПАСЕ, что выводит институт наблюдателей в плоскость особых отношений как демонстрация приглашающей стороны политического доверия с высоким уровнем ответственности. Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Сначала отмечу, что мониторинг внеочередных выборов президента Азербайджанской Республики проводят 169 наблюдателей от СНГ, включая, конечно, и Россию. Оценки миссии будут базироваться исключительно на основе собственного наблюдения, официальной информации, материала, предоставленного избирательными комиссиями и органами государственного управления, а также данных, полученных в результате личных встреч с участниками избирательного процесса», — сказал Тарасов.
В то же время ШОС выделяется тем, что является крупнейшим региональным межгосударственным объединением после ООН. Азербайджан в этой организации находится в статусе партнера по диалогу, на третьем уровне сотрудничества. В ШОС есть три уровня. Первый – странa-участница. Их сейчас восемь. Второй – страны-наблюдатели, это, в частности Иран и Монголия. И третий – как раз партнеры по диалогу – Азербайджан, Армения, Камбоджа и другие.
«В перспективе Баку предполагает полноценное участие в этой организации. При этом есть соображения политические. На платформе ШОС можно вести диалог даже с Арменией - по проблемам обеспечением устойчивой региональной безопасности. Достаточно посмотреть на географическую карту, чтобы увидеть, что ведущие государства-члены ШОС являются соседями Азербайджана, а со вступлением в организацию Ирана практически с трех сторон Азербайджан оказывается в окружении пространства ШОС. Говоря об экономике, то очевидно, что появляются огромные возможности для участия в экономических, энергетических, транспортно-логистических проектах, особенно касающихся китайского проекта «Один пояс - один путь», часть которого может проходить и по территории Азербайджана. Это важно иметь в виду, учитывая очень сложную геополитическую ситуацию на соседнем Ближнем Востоке», — отмечает Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В этой связи транзитные возможности Азербайджана - это то, что сейчас необходимо евразийскому формату и осевому государству организации - Китаю, чьи торгово-экономические отношения с Европой оказались под угрозой на севере из-за санкций Запада против России и из-за бурлящего Ближнего Востока - на юге, где также блокируются торгово-экономические коммуникации.
«В такой ситуации Азербайджан объективно может стать узловой станцией для пространства ШОС. Плюс этому и идущий из России к Индийскому океану коридор Север - Юг. Все это ведет к тому, что в ближайшее время статус Азербайджана в ШОС будет повышен. В этом сейчас заинтересованы как страны ШОС, так и Азербайджан. Поэтому удивляться присутствию наблюдателей от ШОС на президентских выборах в Азербайджане не приходится, это демонстрирует некий выбор предстоящего десятилетия организации», — говорит эксперт.
Что касается Баку, то все идет к его главному геополитическому выбору, хотя он, конечно, не отказывается от взаимодействия с отдельными центрами европейской интеграции.
«Но нынешний ход событий фиксирует новое направление азербайджанской внешней политики в сторону все же региона, в котором он находится», — заключил Тарасов.
Комментарии читателей (0):