По существу, Суэцкий канал представляет собой «мост» между Европой и Азией, самый короткий прямой судоходный маршрут между этими регионами, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
В основном по этому пути проходит экспорт из Азии в Европу минерального сырья, различных потребительских товаров и широкого спектра компонентов и комплектующих. Здесь проходят различные типы судов и грузы перевозятся разными способами – танкерами, контейнеровозами, навалом.
Именно поэтому канал очень важен для современных глобальных цепочек поставок, которые устроены по принципу поставок компонентов/комплектующих/запчастей из разных стран для сборки готовой продукции в других странах.
В связи с этим, именно в последние десятилетия значение Суэцкого канала значительно возросло: ещё пару десятилетий назад в мире не было таких сложных, комплексных и диверсифицированных глобальных цепочек поставок, которые связывали бы воедино множество стран в разных регионах.
Поэтому даже тогда, когда канал закрывался, это существенно не отражалось на международной торговле. Теперь глобальные цепочки поставок стали уязвимыми и начали испытывать сбои, хотя они не успели еще полностью восстановиться после пандемии.
Перевозки по Суэцкому каналу обеспечивают порядка 12% мировой торговли, 30% мировых морских контейнерных перевозок, через него ежегодно проходит до 19 тысяч морских судов и ограничения в его работе связи с нынешним конфликтом в акватории Красного моря ведут к значительным задержкам доставки грузов, а также к росту транспортных и страховых расходов.
Альтернативный обходной путь – огибание Африки через мыс Доброй надежды – добавляет до трёх-четырёх недель ко времени доставки (транзит через этот маршрут уже вырос, по оценкам, почти на 170%).
С началом конфликта в Красном море ряд крупнейших компаний (например, Maersk, BP) уже приостановил перевозки по каналу. К тому же, использование более длинного обходного пути ведёт к вовлечению дополнительных мощностей мирового флота (приблизительно на 20 %), что увеличивает спрос на морские суда и, соответственно, стоимость фрахта.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 05.02.24 Нестабильность в Красном море: как удары хуситов влияют на судоходство
- 01.12.23 Суэцкий канал достиг рекордной выручки в ноябре
- 14.11.23 Палестино-израильский конфликт возрождает идею строительства альтернативы Суэцкому каналу
- 06.10.23 В Калининградскую область пришло первое судно через Северный морской путь
Задержки доставки товаров ведут к серьёзным последствиям: так, в 2021 году, когда в Суэцком канале на неделю застрял контейнеровоз, произошла задержка международной торговли почти на 10 млрд долларов. в день.
Несмотря на то, что международные морские перевозчики в целом готовы к нынешним рискам, поскольку из них уже сталкивались с блокировками в период пандемии, сегодня ситуация ещё более неоднозначная, поскольку к конфликту в Красном море добавляется ограниченность транзита в Чёрном море.
Вероятно, что в перспективе, с учётом новых рисков международной торговли и морского судоходства (начиная от пандемии до нынешних конфликтов) глобальные цепочки поставок должны быть более диверсифицированными, а, собственно, в международной торговле трейдерам необходимо будет поддерживать дополнительные стратегические резервы и запасы.
Придётся также расширять использование дополнительного страхования, которое может частично покрыть убытки от сбоев в глобальных цепочках поставок, а также производных финансовых инструментов, поскольку задержки поставок будут вызывать волатильность мировых цен, от которой также необходимо будет застраховаться.
Как сообщал REX, доходы Суэцкого канала в январе 2024 года упали на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, заявил глава администрации водной артерии Усама Рабиа (Египет). В январе 2023 года доходы составили $804 млн, в нынешнем — $428 млн.
Комментарии читателей (0):