ФАС пришла к выводу о «коллективном доминирующем положении Wildberries и Ozon», которые совместно занимают 80% рынка. В целом, нарушением это не является и вряд ли может привести к каким-то репрессивным шагам, заявил REX доцент, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
Это просто создаёт определённые риски, связанные с потенциальным злоупотреблением рыночной властью в отдельно взятом секторе торговли.
В 2023 году оборот сектора электронной коммерции в России приблизился к 8 трлн рублей, из которых две трети приходится на крупные маркетплейсы. За последние два года число продавцов на Wildberries и Ozon увеличилось более, чем на 80%.
Усиление рыночных позиций двух маркетплейсов не удивительно – объёмы электронной торговли растут, и это особенно заметно в регионах, при том, что доля Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга в общих продажах снизалась.
Поэтому основные игроки рынка активно вкладываются в развитие региональных партнёров, формирование распределительных центров и логистических цепочек. При этом многие продавцы жалуются на «принуждение» к участию в распродажах, высокие логистические затраты, штрафы, которые трудно оспорить.
Однако наращивание оборотов, в том числе за счёт распродаж, и активное расширение географии в интересах всех участников – как площадок, так и самих продавцов.
При этом само выделение маркетплейсов в некую обособленную экономическую категорию нельзя назвать полностью оправданным.
Во-первых, есть нишевые онлайн площадки, и по отдельным товарным категориям их доля может превышать крупные маркетплейсы.
Во-вторых, классическая розница тоже никуда не делась, поэтому и у предпринимателей, и у покупателей есть широкий выбор.
Как сообщал REX, ФАС проанализировала состояние конкуренции на рынке маркетплейсов и установила, что Wildberries и Ozon занимают на нем коллективное доминирующее положение.
Комментарии читателей (0):