Российский рынок маркетплейсов не имеет твёрдых правил игры

Доцент Иванова заявила об отсутствии правил игры на рынке маркетплейсов
25 января 2024  15:10 Отправить по email
Печать

Западный формат онлайн-торговли (маркетплейсы) стремительно завоевал широкую аудиторию в России и прочно вошёл в повседневную жизнь россиян, заявила REX доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения» ГУУ Валерия Иванова.

Сегодня россиянам нравится пользоваться услугами удобных площадок, потому что так гораздо проще сравнивать цены, выбирать бренды и совершать различные выгодные покупки. Тем более что такой формат шоппинга существенно экономит драгоценное время, а для продавцов открывает прекрасные возможности для роста и масштабирования бизнеса.

Электронная коммерция – это торговля товарами и услугами в интернете посредством онлайн-площадок. С одной стороны, это уникальная бизнес-модель, которая даёт возможность облегчить покупателям взаимодействие с компаниями, позволяет работать напрямую с производителями, не вмешивая посредников. С другой, данная модель позволяет бизнесу наиболее точно анализировать потребности потребителя, продажи, продвижение и развития бизнеса в сети.

В России зафиксирован рост объёма интернет-продаж крупных и средних торгующих организаций в ноябре 2023 года в России на 29,4% год к году (по данным Росстата). Также наблюдается увеличение доли онлайн-продаж в общем розничном обороте таких компаний — до 9,9% с 9,7% в ноябре 2022 года.

На сегодня в России самыми крупными маркетплейсами являются: Wildberries, OZON, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» (который стремительно завоёвывает рынок благодаря промокодам на существенные скидки и возврату до половины стоимости товара сбербонусами), Lamoda, KazanExpress.

Wildberries - бесспорно самый большой маркетплейс в России, который по оборотам уже много лет занимает первое место, вечный топ-1 в рейтинге маркетплейсов. На заре существования Wildberries продавал только одежду, сейчас же Wildberries торгует всеми разрешёнными законодательством товарами, причём – не только в России.

У Wildberries – самое большое количество точек выдачи заказов в СНГ, что и делает популярность маркетплейса такой высокой. Wildberries занимает 9-е место в мировом рейтинге крупнейших маркетплейсов.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Wildberries всегда занимает верхние строчки различных рейтингов маркетплейсов, и этому есть причины: на сайте представлена продукция более чем 28 тысяч брендов, в день оформляется более миллиона заказов, дневная аудитория превышает 6 миллионов посетителей, в России и странах СНГ работают более 7 тысяч пунктов выдачи заказов.

Крупнейший маркетплейс нарастил оборот почти вдвое, но средний чек снижается. Оборот от продаж товаров и услуг Wildberries в первом полугодии 2023 г. увеличился на 94% до 1,22 трлн руб., говорится в отчетности онлайн-ритейлера. Во II квартале 2023 г. оборот компании достиг 644,17 млрд руб. (+89% год к году). Общее число заказов в первом полугодии 2023 г. превысило 1,3 млрд (+119% год к году).

Ozon также регулярно входит в тройку самых популярных маркетплейсов в России. К концу 2023 года количество активных продавцов превысило 150 тысяч, следовательно, площадка наращивает обороты и обеспечивает регулярный сбыт товаров. Здесь можно продавать и покупать практически любые товары и услуги: от канцелярии до мебели.

Если Wildberries занимает 9-е место в общем рейтинге российских и зарубежных маркетплейсов, то Озон занимает 10-е. Крупный маркетплейс универсальной тематики, можно найти как товары для дома, так и детские, женские, мужские и далее по списку.

Поскольку Озон напрямую конкурирует с ВБ в роли догоняющего, условия у него в целом лучше, чем у ТОП-1. Складов у Ozon, как и пунктов выдачи, меньше, чем у Wildberries. Оборот от продаж на Ozon по итогам девяти месяцев 2023 года вырос в 2,4 раза в годовом выражении и достиг 450 млрд рублей. Выручка выросла на 77% и составила 109 млрд рублей.

При этом компания нарастила объем чистого убытка до 22,1 млрд рублей. В компании объяснили это наращиванием инвестиций. Оборот от продаж товаров и услуг на маркетплейсе Ozon по итогам III квартала вырос в 2,4 раза год к году и достиг 450,8 млрд рублей.

Однако в последнее время участились жалобы на данные площадки со стороны продавцов и покупателей, причём жалоб на Wildberries больше, это связано и с установлением платного возврата на ряд товаров (стоимость возврата за заказ автоматически списывается с привязанного к личному кабинету банковского счета покупателя, даже если покупатель не успел забрать и осмотреть заказанный товар, также на платформе торгуются продовольственные товары, для которых нет специально созданных условий хранения и транспортировки (например, красная икра), участились случаи пожаров на складах, где нарушаются условия хранения товаров и т. д.).

Такие письма жалоб приходят в ФАС фактически беспрерывно. Среди претензий к компаниям — завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление постоянных штрафов продавцам.

ФАС постоянно следит за тем, чтобы компании, заняв лидерские позиции на рынке, не ущемляли права потребителей и сотрудничающих с ними предприятий. Однако в условиях моратория на проверки IT-компаний (448 постановление) ФАС пока не накладывает на компании никаких ограничений и рассчитывает, что компании добровольно устранят нарушения.

Учитывая относительную молодость рынка электронной коммерции в России, рынок маркетплейсов не в состоянии самостоятельно регулировать ситуацию, поэтому ФАС должна вмешаться.

Рынок маркетплейсов с оборотом в несколько триллионов рублей на текущий момент не имеет твёрдых правил работы, поэтому в электронной коммерции, прежде всего, страдают покупатели и продавцы, вынужденные постоянно подстраиваться под новые условия договора.

Именно поэтому электронная коммерция должна находиться под полным контролем. Для исключения в дальнейшем негативных последствий должна проводиться постоянная работа с компаниями по добровольному устранению нарушений.

Как сообщал REX, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проанализировала состояние конкуренции на рынке маркетплейсов и установила, что Wildberries и Ozon занимают на нем коллективное доминирующее положение.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть