В условиях резкого сокращения поставок российского трубопроводного газа (его доля в импорте газа Европой снизилась в 2021-2023 гг. с 40% до 7 %) основной целью для Европы стало преодоление дефицита данного товара, чтобы предотвратить рост цен, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Во-первых, страны ЕС старались поддерживать на беспрецедентно высоком уровне заполненность своих газохранилищ. Во-вторых, начала проводиться политика снижения потребления газа.
Что касается первой задачи, то она выполнена с лихвой – европейские газохранилища заполнены на 85 , что является рекордным уровнем на середину зимнего сезона и, очевидно, поддерживает цены на газ в Европе от их стремительного роста.
Кроме того, нынешняя зима в Европе – относительно мягкая и позволяет не расходовать значительные объёмы газа, поддерживая его запасы и, соответственно, цены.
Вместе с тем, не следует воспринимать газовый баланс в Европе как преодолевший своё состояние хрупкости. В любом случае, отопительный сезон европейские страны закончат с несколько растраченными запасами (по разным странам запасов газа в газохранилищах останется от 40%до 70%; для сравнения – средний пятилетний показатель заполненности ранее составлял 34%), и проблему их заполнения вновь нужно будет решать.
Парадоксально, но в условиях высокого уровня запасов газа Европе придётся решать обратную задачу – стимулировать потребление газа, а не сокращать его, как это объявлялось ранее. Несмотря на сокращение запасов газа в хранилищах Европы, оно происходит медленно. В 2023 году спрос на газ в Европе был ниже на 16%, чем средний показатель в 2017-2021 гг.
Спрос, к сожалению, очень слабо реагирует на снижение цен, что обусловлено снижением экономической активности в регионе, в частности, закрытием многих промышленных предприятий (в том числе электроэнергетики) и снижением ими потребления.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Особую роль в структуре предложения газа на европейский рынок стал играть сжиженный природный газ (СПГ), доля которого в общеевропейском импорте газа достигла в 2023 году 43% (в 2021 году – 26%). При этом СПГ компенсировал снижение поставок российского трубопроводного газа лишь частично.
Таким образом, спрос на СПГ со стороны Европы продолжает расти, причём речь идёт о СПГ не только американского, но и российского происхождения (неслучайно в этой связи, что в мире наблюдается рост экспортных мощностей СПГ). Вместе с тем, за СПГ Европе почти всегда придеётся конкурировать, особенно в случае ожидаемого роста со стороны стран Азии.
Казалось бы, в целом с точки зрения дефицита на рынке газа Европы формируется вполне себе благоприятная картина: спрос замедлился, цены низкие, предложение восстановилось.
Однако в структурном отношении европейский рынок газа продолжает оставаться жёстким, поскольку и спрос, и предложение на него стали неэластичными, и любые изменения в спросе и предложении способны обусловить непропорциональную динамику цен.
Рынок газа Европы ещё не полностью адаптировался к новым условиям, не настроился на них. Заполненные газохранилища лишь создают иллюзию преодоления дефицита, а не решают эту проблему.
Риски мгновенного роста цен также сохраняются (в случае, если, например, климатические условия в других регионах ухудшатся и им потребуются большие объёмы газа).
Как сообщал REX, цены на газ в Европе упали почти на 60% в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Цены на газ продолжают своё снижение, благодаря рекордным запасам газа и возобновляемым источникам энергии.
Комментарии читателей (0):