Турция в ближайшее время намерена приступить к реализации проекта «Путь развития», проект актуален в связи с тем, что по прогнозам турецких экспертов, «коммуникации в Персидском заливе будут блокированы надолго». Об этом пишет греческая газета Ta Nea.
Речь ведется о строительстве железнодорожной и автомобильной магистралях, связывающих иракский порт Басра со Стамбулом и через Болгарию с Европой. Протяженность этой коммуникации составит 1200 километров. При этом газета делает интригующие выводы. Первый - срывается поддерживаемый США проект создания экономического коридора Индия - Ближний Восток - Европа (IMEC), который должен соединить Индию с Ближним Востоком и с Европой через Грецию в обход Турции. Второй - указывается, что открытие Суэцкого канала в 1869 году привело к разрушению прежних торговых коммуникаций в регионе, которые контролировала Османская империя, что, по оценке издания «ускорило падение этой империи». И сейчас, пишет газета, «когда Суэцский канал может закрыться, Турция нацелена на исторический реванш». Так ли это? Ситуацию комментирует обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Действительно ситуация на Ближнем и Среднем Востоке остается крайне сложной. Ее оценивают с самых разных позиций, в том и с учетом набирающей силу «коридорной идеологии», хотя срабатывают и другие факторы, подрывающие неустойчивую и какую-никакую прежнюю систему региональной безопасности. Но фактом является то, что война Израиля с ХАМАС стала приводить к серьезным перебоям в мировой торговле, а действия хуситов в Красном море могут поставить на паузу все перевозки по главному торговому маршруту между Европой и Азией - через Красное море, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. Через два пролива в Красном море проходит 12% мировой и 40% азиатско-европейской торговли», — отметил Тарасов.
Этой ситуацией и пытается воспользоваться Турция, актуализируя свой геоэкономический проект «Путь развития», поэтому объективно критический ход развития событий в этом бассейне мирового океана выгоден Турции, рассуждает эксперт. Она стремится получить максимум от своего уникального географического положения между Европой и Азией. Представляется не случайным и то, что буквально накануне йеменского кризиса президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, возвращаясь к планам США, лидеров Индии, Саудовской Аравии и ЕС по созданию торгового коридора, который свяжет Южную Азию с Европой в обход Турции, говорил: «Мы говорим, что без Турции нет коридора. Наиболее удобный путь движения с Востока на Запад должна проходить через нашу территорию».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«По оценкам специалистов, этот амбициозный проект потребует инвестиций в размере около 17 млрд. долларов с прогнозируемой ежегодной прибылью в 4 млрд долларов и созданием не менее 100 тыс. рабочих мест. Такие средства еще надо раздобыть, Поэтому принятая Анкарой на вооружение идеология коридоров с обозначением географических контуров прослеживаются пока только в риторике. Турция, конечно, серьезный игрок в регионе, но самостоятельно обеспечить там стабильность и безопасность она не в состоянии. А без этого о планах по созданию «Нового шелкового пути» можно пока только на уровне рассуждений и заявлений», — отмечает Тарасов.
Тем не менее, турецкая идеология коридоров воспринимается в Греции, и не только в ней одной, как мера, сопряженная со стремлением воссоздать Османскую империю. Шаги к этому - позиционировании Турции в качестве крупного логистического, энергетического, транспортного, торгового и т. д. центра не только регионального масштаба, но и макрокоридора Европа - Китай, который позволит ей выйти на другой, надрегиональный уровень и встроить себя в проект «Один пояс - один путь». Для реализации этой стратегии Турция выстраивает мини-коридоры, в том числе и из Азербайджана, позволяющих ей так или иначе соприкасаться одновременно с Европой и Азией, рассуждает обозреватель.
Открытие Суэцкого канала 17 ноября 1869 года стало значительным событием в мировой истории, оказавшим глубокое влияние на международную торговлю и геополитику. Этот канал соединил Средиземное море с Красным морем, обеспечивая короткий морской путь между Европой и Азией. Это заметно сказалось на падении роли и значения Османской империи в системе мировых торговых коммуникаций, хотя не стало главной причиной ее распада. И сейчас вряд ли в Анкаре вынашивают планы «Османская империя-2», что спряжено с огромными геополитическими рисками в борьбе с Ираном и, возможно даже, с Россией и Китаем, продолжил он.
«В то же время сейчас у нее просматривается несколько иная стратегическая цель: воспользоваться кризисом на Красном море для укрепления позиций в Европе, где, по оценке турецких экспертов, могут быть изменены границы и бывшие ее владении там могут оказаться в стане Стамбула. Пока Турция, которую так и не пустили за порог Европейского союза, будет все решительнее двигаться туда по своему сценарию. В таком контексте публикация в греческой газете не выглядит случайной», — заключил Тарасов.
Комментарии читателей (0):