Обнародованы итоги состоявшегося сегодня голосования по выборам на Тайване – мятежной китайской провинции, которая юридически, с точки зрения международного права и почти всех стран мира является частью КНР, а фактически подмята под себя Вашингтоном, выступая его даже не марионеткой, а колонией. На выборах так называемого «президента» (юридически – главы администрации) победил кандидат правящих сепаратистов из Демопрогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ, действующий «вице-президент». Однако выборы в Законодательный юань – парламент – ДПП проиграла оппозиционному Гоминьдану – Национальной партии. Известна первая реакция России и США. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова призвала всех воздержаться от любых провокационных действий, имея в виду, что тайваньский вопрос – сугубо внутреннее дело Китая. Президент США Джо Байден заявил, что не поддерживает «независимость» Тайваня. О том, как интерпретировать итоги выборов, и какие у них будут последствия, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
«Танцы с бубном» на Западе по поводу победы прозападного кандидата преждевременны, считает эксперт. На самом деле выборы закончились вничью, а расклад сил в островной политике – не в пользу «демократов». Во-первых, 40,5% голосов, тем более при явке менее 70%. Откиньте от этой цифры еще почти треть на тех, кто «проголосовал ногами», и что получаем? Меньше трети от общего числа избирателей. Избирательная система в один тур, как видим, не обеспечивает реальной легитимности исполнительной власти. Вопрос, почему она в таком виде сохраняется, хотя почти повсеместно применяется практика двух туров, следует задавать не тайваньским властям, а их вашингтонским кураторам, поясняет эксперт.
Во-вторых, ДПП впервые за долгое время проиграла парламент. Скажут: 1% разницы – 46% у Гоминьдана, 45% - у ДПП – это не проигрыш. И будут неправы. По местной, так сказать, «конституции», для изменения устройства – провозглашения «независимости», которая влечет смену «основного закона», требуется квалифицированное большинство в две трети. Противникам «независимости» хватило бы и 35% голосов, чтобы поставить на «демократическом» сепаратизме крест. Но с учетом всех колебаний «третьей силы» - «народников» во главе с экс-мэром Тайбэя Ко Вэньчжэ, возможны были варианты. А 46% у Национальной партии фактически переводит политический режим на Тайване в фазу двоевластия. В политической практике Франции имеется такой термин как «сожительство». Это когда президент от одной партии, а премьер, представляющий парламентское большинство, – от другой, оппозиционной. Вот предстоящее четырехлетие на Тайване пройдет под знаком именно такого «сожительства». И нужно понимать, что большинство наблюдателей еще за месяц до выборов были убеждены, что отрыв Лай Циндэ от Хоу Юи будет примерно процентов в 10-15, а он оказался всего в 7%. В морально-психологическом плане ДПП явно пропустила удар, считает Павленко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В-третьих, в хоре сегодняшних комментаторов как-то потерялась еще одна очень важная тема – расклад сил на муниципальном уровне. Тайвань – регион крупных городов-миллионников, где местная власть иногда вполне самодостаточна, чтобы бросить вызов «центру». Так вот, местные выборы на острове прошли в ноябре теперь уже позапрошлого 2022 года. Результат известен: Гоминьдан победил в четырнадцати муниципалитетах из 22-х, включая столицу Тайбэй и столичный регион, ее окружающий, — Синьбэй. В Тайбэе мэром правнук Чан Кайши – гоминьдановец Чан Ванъань, в Синьбэе – тот самый Хоу Юи, тоже гоминьдановец, который за последний месяц совершил спурт, существенно сократив отставание от Лай Циньдэ. Это очень большой вопрос, чем победитель теперь будет править, если у него оппозиционный парламент и фронда территорий. Поэтому уже сейчас можно предположить, что правление этого «демократа» будет сложным и скорее всего безрезультатным. Заявление о стремлении к диалогу с Пекином – явно вынужденное, сделанное с учетом всех перечисленных нами обстоятельств. Фактически же главный итог тайваньских выборов очень точно сформулирован в Пекине: новый глава островной администрации «не представляет общественное мнение» жителей острова, уверен политолог.
Зыбкий статус-кво, установленный выборами, — очень шаткая конструкция. Поэтому с определенной долей вероятности можно прогнозировать достаточно серьезные внутренние проблемы, которые всегда становятся следствием двоевластия. Причем, при таком раскладе весьма затруднено внешнее вмешательство, на которое в таких ситуациях обычно рассчитывают адепты американской «мягкой силы», резюмирует обозреватель REX, подчеркивая, что международная реакция и последствия сделанного тайваньцами выбора – это отдельная тема.
Комментарии читателей (0):