Распределение национального дохода – одна из важнейших проблем современной экономики, заявила REX заместитель завкафедрой институциональной экономики ИЭФ ГУУ, член Ассоциации «Системная экономика» доцент Светлана Сазанова.
От разрыва между бедностью и богатством зависит решение многих других макроэкономических проблем, в том числе: проблемы экономической и социальной справедливости, проблемы эффективного уровня совокупного спроса и проблемы устойчивого экономического роста.
Концентрация значительной части национального дохода у ограниченной части населения сокращает потенциал роста совокупного спроса, а значит и темп экономического роста. Ведь богатые направляют на потребление меньшую часть своих доходов, чем бедные, хотя потребляют больше.
Высокий разрыв между бедностью и богатством означает, что значительная часть населения потребляет главным образом товары первой необходимости, замещая ими более дорогие и высокотехнологичные товары.
Следствием этого является рост цен на товары первой необходимости, в первую очередь – продовольствие. А рост потребительской инфляции ещё больше снижает покупательную способность населения, формирует и усиливает инфляционные ожидания.
Кроме того, бедное население не формирует спрос на высокотехнологичные товары, поскольку для него предельная полезность денег выше предельной полезности свободного времени.
Человек с низкими доходами предпочтёт сам выполнить физическую работу, а не купить технику, которая эту работу сделает за него. Работник с низкими доходами не располагает ресурсами для совершенствования своих профессиональных знаний и навыков, а работодатель также предпочтёт сэкономить на технике, поскольку стоимость рабочей силы относительно невелика.
Так формируется «ловушка бедности», которая воспроизводится ежегодно. Стремясь разорвать порочный круг «бедность – инфляция – неустойчивый экономический рост – бедность», правительство России увеличивает социальные трансферты населению, сокращая разрыв между бедностью и богатством.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если в 2021 году от составлял 10,3 раза, то по итогам исследований, проведённых в 2023 году, в 2022 году богатые были богаче бедных уже только в девять раз. Большая часть трансфертов – это выплаты на детей.
Но одними мерами социальной политики проблему разрыва между бедностью и богатством решить нельзя. Именно эта социальная политика стала одной из причин притока мигрантов в Россию.
В подавляющем большинстве мигранты из стран Средней Азии – это работники с чрезвычайно низкой квалификацией, готовые к низкооплачиваемому труду при условии получения их семьями социальных трансфертов.
В итоге, вышеописанная ловушка бедности снова воспроизводится, о чем свидетельствуют результаты ИПН РАН: за последние 10 лет доля оплаты труда в структуре ВВП сократилась с 46% до 39%, то есть на 15%; за этот же период доля прибыли на капитал постоянно росла и составила в 2022 году 52,9% от ВВП. Такая динамика свидетельствует о том, что для решения проблемы разрыва между бедностью и богатством недостаточно лишь выплаты социальных трансфертов.
Государство должно создать для бизнеса стимулы к росту занятости на основе технического перевооружения и роста капиталовооружённости труда, что в свою очередь будет способствовать решению проблемы роста производительности труда, увеличения доходов населения и совокупного спроса, устойчивого экономического роста.
Как сообщал REX, неравенство между богатыми и бедными в РФ сокращается - в 2022 году доходы 10% богатейших граждан в девять раз превысили доходы 10% беднейших, в 2021 году было 10,3 раза, следует из данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Комментарии читателей (0):