Проблема пенсионного обеспечения и соцзащиты пенсионеров в современной России является крайне социально значимой, так как затрагивает почти треть населения нашей страны, заявил REX доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ, эксперт ГД и ЦБ России, академик РАЕН Константин Андрианов.
Сейчас в России более проживают 41 млн пенсионеров (33 млн неработающих и 8 млн работающих). Таким образом, уровень развития системы пенсионного обеспечения и социальной защиты пенсионеров – это вопрос социальной стабильности в стране.
Как же сейчас обстоят дела с обеспечением российских пенсионеров?
Размер средней пенсии в России в ушедшем 2023 году составил 19 тыс. 434 руб. (для сравнения: средняя зарплата в России в том же 2023 году составила порядка 55 тыс. руб.), а минимальная пенсия — всего 12 тыс. 792 руб. При этом с 1 января наступившего 2024 года пенсии (только неработающих пенсионеров) в России повысились на 7,5%.
Стоит разобраться, достаточно ли это для комфортного проживания пенсионеров?
Во-первых, возникает очень большой вопрос: почему правительство РФ повысило пенсии лишь на 7,5%? Неужели нельзя было это повышение сделать хотя бы таким же, как повышение МРОТ — то есть на 18,5%.
Или что, российские пенсионеры, трудясь большую часть своей жизни это не заслужили?! Тем более, что все ресурсы для нормального повышения пенсии в России есть (это можно профинансировать, например, из Фонда национального благосостояния, размер которого составляет уже около 13,5 трлн руб.).
Во-вторых, повышение на 7,5% было объяснено министром финансов Антоном Силуановым как на уровень инфляции в 2023 году. Но 7,5% — это была прогнозируемая Центробанком и правительством РФ величина инфляции. А по итогам 2023 года. официальная инфляция в России была объявлена в 8,5%. Неувязочка!!!
Кроме того, официальная инфляция и инфляция реальная, это, вежливо говоря, разные вещи. По экспертным оценкам, обычно реальная социальная инфляция примерно в три раза выше показателей официальной инфляции. Таким образом, повышение пенсий на величину инфляции должно составлять не 7,5%, а минимум на 8,5%х3, то есть — на 25,5%. И это минимум! А заявленное повышение пенсий на 7,5% — это очередная правительственная полумера и не более того.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вместе с тем, министр Силуанов ещё в октябре 2023 года гордо (как он умеет) пообещал рост в 2024 году средней пенсии неработающих пенсионеров на 1628 рублей до 23,4 тыс. рублей. Но это не соответствует действительности. Здесь стоит учитывать региональные различия, поскольку средняя пенсия в разных частях огромной России различается.
По экспертным оценкам (основанным, в том числе, на выборочном опросе пенсионеров из различных регионов), средняя пенсия составляет всего лишь около 17 тыс. руб. И даже после объявленных повышений, до обещанных Силуановым 23,4 тыс. рублей она не дотянет. Она не дотянет даже до МРОТ.
При этом нынешняя средняя российская пенсия — почти в 2,5 раза ниже стоимости набора товаров биологического минимума (в настоящее время его стоимость, по экспертным оценкам, составляет порядка 40 тыс. руб.).
В-третьих, возникает ещё один большой вопрос: Почему даже такое формальное повышение пенсий в 7,5% предусмотрено только для неработающих пенсионеров? Ведь многие российские пенсионеры в своём преклонном возрасте работают не от хорошей жизни. И работают эти люди, как правило, в бюджетном секторе, то есть, непосредственно на благо страны.
Что же мешает Минфину РФ выделить ещё всего лишь 2-3 сотни млрд рублей, чтобы повысить доходы всех российских пенсионеров. Уж повышение пенсий работающим пенсионерам инфляцию дополнительно явно не разгонит. Так что на лицо явная дискриминация работающих пожилых людей в России.
Ранее президент России Владимир Путин заявлял о необходимости перехода нашей страны к экономике высоких зарплат (уже до конца нынешнего десятилетия). Думаю, что это лишь первый шаг.
Следующим шагом в этом направлении должен стать переход и к экономике высоких пенсий. В связи с этим представляется необходимым:
1. Законодательное установление обязательной регулярной индексации пенсий на уровень не официальной, а СОЦИАЛЬНОЙ (ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ) инфляции.
2. Увеличение величины прожиточного минимума пенсионеров до средней (по стране) стоимости набора товаров и услуг биологического минимума (в настоящее время соответствует примерно 2-м прожиточным минимумам, официально установленным правительством РФ) и законодательное установление этой величины нижней границей минимального размера пенсии.
3. Законодательное установление нормы, по которой трудовая пенсия в самом начале должна быть не менее 50% от прежнего заработка с последующим её ежегодным увеличением на 1% и в итоге доведением её до 65% от прежнего заработка.
В заключении стоит отметить, что развитие пенсионного обеспечения напрямую отвечает интересам развития национальной экономики России. Ведь высокоразвитая эффективная система пенсионная система может генерировать масштабные финансовые ресурсы, которые могут служить «длинными деньгами» в российской экономике и развитии её инвестиционной сферы.
Как сообщал REX, переход к экономике высоких зарплат должен являться важнейшим ориентиром для компаний России и властей всех уровней, заявлял 21 сентября 2023 года президент РФ Владимир Путин.
Комментарии читателей (0):