Попытки США принять закон, позволяющий конфисковать замороженные активы Центробанка РФ, подорвут влияние Вашингтона в мире и продемонстрируют другим странам, что лучше хранить средства в независимых банковских центрах и не в долларе и евро. Об этом 26 декабря пишет обозреватель Bloomberg Андреас Клут.
Он обратил внимание на то, что в Конгрессе США проходит законопроект, который на первый взгляд выглядит великолепно: закон о РЕПО для украинцев, или, полностью, закон о восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев.
Суть его столь же смелая, сколь и простая. Закон, если он станет таковым, позволит президенту США Джо Байдену конфисковать миллиарды долларов, принадлежащие российскому Центральному банку, но хранящиеся в США, и передать эти деньги украинцам.
Инициатива обсуждается на фоне того, что крыло МАГА Республиканской партии, обязанное приятелю Путина Дональду Трампу, задерживает следующий раунд помощи Украине в Конгрессе. А премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, еще один приятель Путина, делает нечто подобное в Европейском Союзе, пишет агентство.
«Вот почему многие люди, включая Белый дом, а также проукраинских республиканцев, таких как Риш и МакКол, присматриваются к активам примерно в 300 миллиардов долларов, которые российский центральный банк держит на счетах в западных странах», — разъясняет обозреватель своей аудитории.
Однако в случае принятия закон будет применяться только к суверенным российским фондам внутри США, которые составляют «всего лишь несколько миллиардов». Основная часть российских денег за рубежом находится в Европе, в частности в Бельгии, где находится депозитарий ценных бумаг под названием Euroclear. Поэтому, чтобы РЕПО помогло Украине, оно должно вдохновить европейцев подражать ему.
«Это вызывает более серьезные вопросы. Во-первых, нарушит ли такой захват активов международное право? И во-вторых, законно это или нет, будет ли это разумно с геополитической точки зрения? Поэтому я позвонил Ингрид Бранк, эксперту юридической школы Вандербильта. Есть три законных способа конфисковать суверенные активы, сказала мне Бранк; к сожалению, ни один из них не доступен в данном контексте», — отмечает издание.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Первый путь лежит через Совет Безопасности ООН. Россия нарушила международное право, вторгшись на территорию суверенного члена ООН, чтобы совет мог наложить репарации на Кремль. Но Россия является членом этого совета, обладающим правом вето, как и ее партнер Китай, поэтому этого не произойдет, отмечает агентство.
Второй путь мог бы пройти через международное мирное соглашение. Представьте себе Версальский договор, положивший конец Первой мировой войне и наложивший репарации на Германию. Но это может произойти только после окончания конфликта, а нам нужно прямо сейчас доставить деньги Украине, чтобы она победила, пишет обозреватель.
Третий вариант, как утверждают некоторые, – это обычное международное право. В отличие от договора, основанного на договоре, это совокупность прецедентов, которые страны признают обязательными. А обычное право прямо допускает «контрмеры» против стран, нарушающих закон. Но разрешение есть у жертвы — в данном случае у Украины. Существуют лишь слабые прецеденты принятия контрмер третьими странами, и ни один из них не был бы в масштабе захвата национальных валютных резервов.
«Закон о РЕПО имплицитно признает эти проблемы, идя другим путем: просто прописывая полномочия на конфискацию во внутреннем законодательстве. Таким образом, это позволит сократить путь через всю американскую судебную систему, игнорируя международное право», — рассуждает обозреватель.
Но, продолжает автор, такой шаг поднял бы геополитические вопросы.
«Одним из практических последствий может стать сигнал Китаю и другим странам, имеющим напряженные отношения с США, о том, что активы их центральных банков в следующий раз будут конфискованы — если, скажем, Китай нападет на Тайвань. Поэтому они удвоят свои усилия по хранению резервов в нейтральных банковских центрах и в валютах, отличных от доллара и евро. В долгосрочной перспективе это может подорвать мощь Америки», — отмечает агентство.
Однако более насущная проблема заключается в том, что принятие специальных законов о конфискации суверенных активов выглядело бы лицемерием для большей части мира.
«После конфликта Путина США и их западные союзники заявляли, что Украина находится на передовой линии глобальной борьбы за защиту «международного порядка, основанного на правилах». Но страны от Индонезии до Южной Африки и Бразилии не верят в это. Они думают, что США делают все, что хотят, а потом оправдывают это. Конфисковав российские активы с помощью специально разработанного законодательства, Вашингтон подпитает эту историю лицемерия и еще больше оттолкнет так называемый Глобальный Юг», — указало агентство.
США и Европа должны оказаться на высоте – но должным образом, преодолев внутреннюю поляризацию и дезинформацию и помогая Украине из своих собственных ресурсов.
«Если бы Киев проиграл, мир стал бы еще мрачнее. И если Киев одержит победу, мы всегда сможем решить, что делать с кремлевскими долларами на последующей мирной конференции», — резюмировал Клут.
Как сообщал REX, администрация президента США Джо Байдена, столкнувшаяся с нежеланием Конгресса выделять деньги Киеву, начала срочные переговоры с союзниками об использовании замороженных российских активов для военной поддержки Украины.
Комментарии читателей (0):