В Пекине завершился девятый раунд российско-китайского Финансового диалога, в ходе которого сторонами был подписан меморандум о признании эквивалентности систем аудита; сделан важный шаг в направлении разработки единых стандартов ведения финансовой отчетности. Этого давно требуют предпринимательские сообщества двух стран, заинтересованные в развитии бизнес-партнерства. Делегации сторон во главе с руководителями минфинов – Антоном Силуановым и Лань Фоанем – также подписали совместное заявление, которое содержит обещание углубления сотрудничества с международными организациями – «Группой двадцати», БРИКС, АТЭС, целью которого провозглашено «ограничение рисков геополитической и геоэкономической фрагментации». Меры включают продвижение экономической глобализации и поддержку стабильности и бесперебойности глобальных промышленных цепочек и цепочек поставок. Чем объясняется заинтересованность Москвы и Пекина в сохранении глобализационных процессов, и что за этим стоит – об этом рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
Буквально на днях в Колумбии прошел очередной конгресс Международной экономической ассоциации, на котором первая замдиректора-распорядителя МВФ Гита Гопинат заявила об угрозе скатывания мира во вторую холодную войну. Хотя докладчик и не обнаружила «явных признаков повсеместного отступления от принципов глобализации», тем не менее, отметила, что «линии разлома уже наметились, и геоэкономическая фрагментация проявляет себя все сильнее». Глобальные цепочки поставок изменяются, а их маршруты – удлиняются. Причинами названы китайско-американские торговые войны, инициированные Дональдом Трампом, а также российская СВО на Украине. Гопинат уловила угрозу в снижении удельного веса Китая в импорте США почти вдвое с 2018 года и пропорциональном снижении объема прямых американских инвестиций в экономику КНР. Надежду она усматривает в том, что цепочки не разрушились, а видоизменились; китайские компании пустили свой экспорт в США обходным путем. В ряде случае отмечена внешняя китайская поддержка развитию экспорта в Америку из третьих стран, например из Мексики, которая сегодня уже является крупнейшим экспортером товаров в США. Понимая, что МВФ старается снять с себя ответственность за возможный развал мировых финансов, а в случае успеха – присвоить результаты, Россия и Китай стараются не остаться крайними, отсюда публично рьяная поддержка глобализации, отмечает политолог.
Еще одна важнейшая причина – объявленная Китаем кампания восстановительного роста экономики под лозунгом «китайской модернизации». Столкнувшись с падением внешних инвестиций из США, а также с трудом сохраняя режим относительного благоприятствования в торговле с Европой, Пекин понимает следующее. Насколько объективными ни были бы деглобализационные тенденции, связанные с формированием двух геополитических блоков, о которых говорит чиновница МВФ, они ударят по партийным планам, усложнив их реализацию. Все, что делает Китай – от проведения форума «Пояса и пути» до согласия на ноябрьскую встречу в Сан-Франциско Си Цзиньпина с Джо Байденом – это попытка как минимум сделать вид, что ничего не изменилось, и глобализация продолжается. Дополнительным аргументом здесь выглядит отмеченная Гопинат коррекция логистических цепочек. Наконец, Китай еще в феврале заявил о себе как о миротворце в поиске путей урегулирования украинского конфликта и признание неотвратимости деглобализации ослабляет его позиции. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что ни от Пекина, ни от Москвы, которая связана с ним взаимными обязательствами, в том числе, надо полагать, и необнародованными, инициатива полного разрыва с Западом и обособления на Востоке исходить не будет. Однако столь же верно и другое: ни Китай, ни Россия ради сохранения глобализации не пойдут на беспринципные компромиссы в вопросах суверенитета. Если Вашингтон примет решение связи рвать – они будут разорваны, и именно этого опасаются в МВФ, когда жонглируют статистикой, призванной запугать прежде всего развивающиеся страны, обещая, что глобальный ВВП за их счет рухнет на величину от 2,5% до 7%. Логика США при этом - иезуитская. Во-первых, надавить на Пекин, а через него и на Москву руками «третьего мира», понимая, что его мнение для наших столиц – не пустой звук. Во-вторых, обвести вокруг пальца сам развивающийся мир, убедив его в том, что его «выход из нищеты» обусловлен именно глобализацией, подчеркивает Павленко. Хотя на самом деле «блага глобализации» в этом разряде стран, обычно отождествляемых с «Группой 77», распределяются крайне неравномерно, в основном в пользу компрадорских элит. Схема простая. Недавнее благополучие Европы зиждется на американском «зонтике безопасности», который, в свою очередь, оплачивается за счет развивающихся стран с помощью печатного станка ФРС. И без разрушения глобализации ничего с этой моделью поделать невозможно. Нельзя, например, совместить справедливый миропорядок с укреплением позиций в «корзине валют» МВФ. В Китае это хорошо понимают, но инициативу отдают Западу; повторим, главное – чтобы не Восток стал инициатором разрыва, «третий мир» не поймет, объясняет Павленко.
В США же этой зависимостью собираются воспользоваться. Каким образом? Как говорит упомянутая чиновница МВФ, мировая фрагментация «не должна» затронуть сферы экономики и финансов. Иначе говоря, печатный станок должен остаться в ФРС, а распределение благ от него – в ведении карманного руководства МВФ. При этом Гопинат апеллирует, как водится, к «взаимосвязанности» мира, хотя этот аргумент – трачен молью еще со времен Первой мировой войны. Был такой британский депутат и журналист Норман Энджел, автор бестселлера своего времени – книжки «Великая иллюзия», в которой утверждалось, что Англия никогда не будет воевать с Германией, ибо у них переплетены экономические интересы. Вышла она в 1909 году, за пять лет до мировой войны. По злой иронии судьбы, в 1939 году, в канун уже Второй мировой войны, во Франции по этой книжке сняли фильм, напоминает политолог.
Не дают ли спать чиновникам МВФ «лавры» Энджелла – другой вопрос. Но нам с точки зрения принципа историзма должно быть понятно: нынешний, второй цикл глобализации (пик первой пришелся как раз на времена Энджелла) подошел к концу вместе с доминированием Запада. Ибо любая глобализация, по Николасу Хаггеру, - глобалистская фаза развития одной из цивилизаций. Возможны ли варианты глобализации, альтернативные западному? Риторический вопрос, не имеющий отношения к окружающей действительности. Не в этой жизни! По-настоящему серьезно выступать за сохранение глобализации сегодня – это лить воду на мельницу Вашингтона, резюмирует обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):