Украинский кризис как момент истины для глобального Юга

18 декабря 2023  11:25 Отправить по email
Печать

Президент Индонезии Джоко Видодо предложил посредничество Джакарты в конфликте на Украине. Глава индонезийского государства сделал это заявление в интервью японской газете «Иоумиури», которое дал по случаю прибытия в Токио для участия в специальном саммите Япония – АСЕАН. Как сообщают СМИ, подобная инициатива со стороны Индонезии уже звучала в июне нынешнего года; тогда с ней выступил министр обороны страны Прабово Субианте. На эту тему рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Инициатива важная, хотя практически нереализуемая, считает эксперт. Важность ее в том, что предложение столь уважаемого лидера, возглавляющего крупнейшую по численности мусульманскую страну, одновременно занимающую ключевые позиции в АСЕАН, то есть в Юго-Восточной Азии, углубляет и делает практически необратимой тенденцию отказа стран глобального Юга от поддержки западноцентричного взгляда на украинские события. Эта тенденция берет начало с двух моментов. Прежде всего, с китайской инициативы – «Десяти пунктов» Си Цзиньпина, обнародованных МИД КНР 24 февраля 2023 года, а также с июньского саммита по Украине, созванного в саудовской Джидде. Это был второй такой саммит, первый прошел в мае в Копенгагене, на нем отсутствовал Китай. В Саудовскую Аравию китайские представители прибыли, и именно их присутствие сыграло важную роль в том, что многие развивающиеся страны заняли осторожную позицию, отказавшись от односторонней поддержки американской точки зрения, с чего и началась нынешняя эрозия западных подходов в украинском кризисе. Можно сказать, наступил «момент истины». Вслед за этим в Россию прибыла делегация африканских миротворцев во главе с президентом ЮАР Сирилом Рамофосой, словом, процесс разрыва обвинительных антироссийских западных шаблонов двинулся и стал набирать инерцию, напоминает политолог.

Что для нас еще чувствительно в этой индонезийской инициативе? То, что о ней заявлено в японской столице – в стране, которая является ближайшим союзником Вашингтона, где по отношению к нашей стране доминируют русофобия и реваншизм. Чтобы так поступить, нужно иметь политическое мужество, и президент Дж. Видодо его продемонстрировал. Кроме того, не исключено, что одной из целей заявления стало стремление заранее исключить «украинский» вопрос из переговорной повестки. И не позволить японской стороне на нем спекулировать; опасение вполне обоснованное, учитывая, что тему конфликта США и их сателлиты муссируют по любому случаю, делая соответствующие заявления у каждого фонарного столба, если на нем висит камера, иронизирует Павленко.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов геополитический аспект. Индонезия – страна на стыке двух океанов, которая является одним из главных объектов так называемой «индо-тихоокеанской» стратегии Вашингтона, страна, вдоль побережья которой проходят важнейшие мировые торговые пути. Давление на нее оказывается беспрецедентное. Однако Дж. Видодо уже не раз давал понять, что ему не поддастся. Что касается конкретно украинской темы, то мы помним, как на прошлогоднем саммите «двадцатки» на Бали индонезийский лидер жестко оборвал попытки глав западных государств навязать эту тему. И заявил, что «двадцатка» - это про экономику, а кто хочет порассуждать на отвлеченные от нее темы, могут найти себе другую площадку, напоминает эксперт.

Почему инициатива труднореализуемая? Мы же понимаем, что участниками конфликта являются не Россия и Украина, а Россия и Запад. Если говорить строго, то имеют место сразу два конфликта: элемент гражданского противостояния внутри единого народа, о чем президент России Владимир Путин упомянул на недавней прямой линии, а также вооруженное противостояние Москвы и НАТО во главе с Вашингтоном на территории Украины – по заветам Бжезинского, прямо признававшего, что в отличие от России и Запада, которых он называл «геостратегическими действующими лицами», то есть игроками, Украина – лишь «геополитический центр», территория, на которой такое противостояние происходит. Предпосылки для завершения конфликта не могут сложиться без решений в США. И если такие решения там вдруг созреют, не потребуются никакие миротворческие инициативы – ВСУ просто получат команду остановиться, прекратить огонь, а политическое руководство в Киеве – пойти на переговоры, отменив собственные на них запреты, считает политолог.

Далее. Индонезия, как и другие страны АСЕАН, очень далеко от этого конфликта территориально, не владеет историческими нюансами и т.д. Кроме того, следует понимать, что подход внешних миротворцев как правило строится не на духе, а на букве международного права, поэтому вопрос сразу упирается в принцип «территориальной целостности». Исключение составляет опять-таки Китай, который признает, что у конфликта широчайшая историческая подоплека, что суверенитет бывших советских республик не является полноценным, и что к событиям на Украине нельзя подходить с формально-правовыми мерками, это гораздо более сложная проблема, подчеркивает Павленко. Но как ранее, еще весной, заявлял российский МИД, в Москве с уважением относятся к любой стране и группе стран, которые предлагают свои варианты завершения кризиса. И наверное это правильно, ибо расширяет контакты России в мире, препятствуя попыткам Запада нас изолировать, резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть