Кончина столетнего Генри Киссинджера запустила новый круг споров, если не о роли личности в истории, то о свойствах власти в мире последних десятилетий, заявил REX историк и писатель Дометий Завольский.
Примечательно, что эксперты и просто популярные журналисты и блогеры, кто высказывается о том, насколько влиятелен был ушедший из жизни бывший госсекретарь США, могут в своих оценках противоречить своим единомышленникам и ближайшим друзьям, с которыми по иным вопросам перенимали мнения.
За Киссинджером признают авторитет и глубокие замыслы, но насколько серьёзным было его личное влияние, насколько удалось им задуманное - суждения звучат противоположного толка.
Пожалуй, нет смысла представлять Киссинджера серым кардиналом американской внешней политики, но следует признать за ним позиции успешного министра, почтенного эксперта и рекордсмена по долголетию среди высокоранговых переговорщиков.
Это долголетие лишь усиливало Киссинджера, придавало ему почти мистический авторитет. Нельзя отрицать и долговременный успех для Америки главного из осуществлëнных им манëвров: экономическую привязку к Соединëнным Штатам оттолкнувшегося от СССР Китая.
Уже очевидно, что влияние США на Китай, какое бытовало в 70-90-е, уже не вернëтся. Пока КНР и Америка - экономические сиамские близнецы, но противоречия между ними естественны, и никакой дипломат сегодня не сумеет не только устранить их, но и существенно сгладить.
Но следует помнить, что дипломатия США, как открытая, так и тайная, имела немалое влияние на верхушку КПК - и шире, на политически активные круги китайского общества, ещё в период раздробленности Китайской республики.
Не нужно быть конспирологом, чтобы обнаружить: высшее руководство КПК хоть в каком-то смысле было агентами американского влияния, и Генри Киссинджер лишь осуществил повторную стыковку, несомненно проделав еë умело, к долговременным выгодам для своей страны и урону для геополитического противника.
Поэтому, когда сегодня в повестку дня прочно встало сотрудничество Москвы и Пекина, разумно сознавать, что этот процесс исторически обусловлен, проистекая из прежних сближений и отталкиваний.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако вести его к выгоде для России, а не к разрушительным для неë повреждениям, должны люди, хоть в какой-то мере похожие на самого, пожалуй, после Франклина, знаменитого из американских дипломатов.
Когда речь заходит о качестве политических манëвров, логика вещей требует и качества их исполнителей.
Это урок профессионализма и преданности делу, который мы можем и дальше брать у Генри Киссинджера: он вëл американскую дипломатию туда, куда она и должна была прийти.
Как сообщал REX, 30 ноября на 101-м году жизни скончался Генри Киссинджер – демиург американской внешней политики и советник многих республиканских президентов.
Комментарии читателей (0):